«Путь в Европу» оказывается путем в обход России и превращением в сырьевые колонии периферии Европы

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
MrX 03 Марта 2009 в 14:49:41


Американская газета «Houston Chronicle» - «Chevron to help Kazakhstan skirt Russia with pipeline» - со ссылкой на агентство «Bloomberg» писала недавно так: «Шеврон поможет государственной нефтяной компании Казахстана построить трубопровод стоимостью в $1,5 млрд. от крупнейшего в стране дающего продукцию месторождения к Каспийскому морю, расширяя экспортные маршруты к мировым рынкам, которые обходят стороной Россию».

Другими словами, издание акцентировало внимание на направленном против интересов России аспекте этого проекта. Все бы ничего, да только как такое согласуется с казахстанскими заявлениями о приверженности в отношениях с Россией к всемерному продвижению взаимных интересов. Ведь в мае прошлого года Москва дала согласие на удвоение пропускной способности другого трубопровода, следующего по маршруту Тенгиз-Новороссийск. Теперь предполагается увеличить ее до 67 млн. тонн в год.

Что может в такой ситуации означать то, что корпорация «Шеврон», которая, являясь оператором в СП «Тенгизшевройл», осваивающего крупнейшее в стране дающее продукцию месторождение, входит также в качестве акционера, наряду с Россией и Казахстаном, в консорциум КТК, владеющий трубопроводом Тенгиз-Новороссийск, вызывается помочь 750-климетровый нефтепровод Ескене-Курык?

В этом случае она, если уж называть вещи своими именами, помогает не столько Казахстану, сколько себе и другим акционерам консорциума БТД, владеющего нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), а также экономикам Азербайджана, Грузии и Турции. В начале ноября 2008 года, как сообщалось в средствах массовой информации, «Шеврон» начал транспортировку добываемой на казахстанском месторождении Тенгиз нефти по маршруту БТД. В условиях послевоенной политической нестабильности в Закавказье такой шаг выглядит не столько экономической, сколько политической акцией. Но, помимо этого, понятно, что названной транснациональной компании небезразличен вопрос загрузки трубопровода консорциума, где у нее есть доля собственности.

У нашей же страны нет никакого права собственности в тех маршрутах, которые берут начало в Баку.

То есть маршрут Ескене-Курык – всего лишь вспомогательная ветка большого геополитического проекта, призванного, прежде всего, нанести урон интересам и задачам России путем пуска экспортных углеводородных потоков из Казахстана в обход нее. Что же касается предполагаемой позиции нашей страны в таком раскладе, тут тоже нет особого повода для восторгов. Если расценивать ее, руководствуясь только реальной оценкой ситуации, получается, что наша страна попутно вживается в образ сырьевых колониальных придатков Азербайджана, Грузии и Турции…

Причем список этот еще далеко не полный. Стран, желающих оказаться по отношению к нашим энергоносителям в положении, аналогичной азербайджанской, грузинской и турецкой ситуации, более чем достаточно. Они чуть ли не дерутся между собой в споре за то, чтобы также повернуть на свою сторону нефтегазовую «халяву» из Казахстана.

Но наш разговор сейчас не об этом, а о том, какую же цену Россия захочет заставить нас платить за то, что она, разумеется, поймет как измену по таким двусторонним обязательствам, вытекающим, ну, хотя бы из договора, скажем, о вечной дружбе.

Ведь потери для него в случае реализации того же проекта по перевалке нефти через Каспий в направлении Баку окажутся вполне ощутимыми. Изначальная его мощность предполагаемого трубопровода Ескене-Курык, призванного послужить доставке сырья с крупнейших казахстанских месторождений, Тенгиза и Кашагана, через Каспийское море в Баку для пополнения нагрузки следующих оттуда экспортных маршрутов, должна будет составить 23 млн. тонн в год. В последующем ее могут увеличить, как утверждалось, до 56 млн. тонн. На недавнем энергетическом саммите в Баку речь уже велась о 1,2 млн. баррелей в день. А это – уже 60 млн. тонн в год. Для сравнения: в 2007 году Казахстан добыл 67,4 млн. тонн, план на нынешний год составляет порядка 70 млн. тонн. То есть Астана в вопросах маршрутов экспорта своей нефти, по всей видимости, поворачивается спиной к России.

Казахстан, по уточненным прогнозам официальной Астаны, сделанным позапрошлой осенью, предполагает добывать к 2015 году порядка 130 млн. тонн нефти в год.

Если от этого проектной цифры отнять 60 млн. тонн, предназначенных для закавказского направления и еще 20 млн. для китайского направления, и если отнести еще 14 млн. тонн на счет внутреннего потребления. Для северного маршрута, в том числе и для трубопровода Тенгиз-Новороссийск (чья мощность к тому времени, наверное, уже будет составлять 67 млн. тонн), могут оказаться к тому времени высвобожденными только порядка 36 млн. тонн. Это меньше даже того объема казахстанского нефтяного экспорта, который уже в 2006 году проходил через Россию.

После состоявшихся 10 мая 2007 года переговоров в нашей столице вышедший к журналистам президент РК Н.Назарбаев заявил, что Казахстан «абсолютно привержен тому, чтобы большая часть углеводородов, если не вся, проходила именно по территории России». Тогда же он сообщил следующее: «В прошлом году экспорт казахстанской нефти составил 52,2 млн. тонн, из которых 42 млн. тонн были поставлены через Россию». Из того выступления сложилось впечатление, что энергетическая политика Казахстана была пророссийской, а в дальнейшем может стать еще более, даже абсолютно пророссийской.

А сейчас, спустя всего менее двух лет после того, складывается совершенно иная картина. Теперь перспективы энергетической политики выглядят не только не пророссийской, но и в некотором роде даже антироссийской. И, видимо, возможность воплощения «приверженности» Казахстана тому, чтобы едва ли не весь экспортный объем углеводородов из страны проходил «именно по территории России», столкнулась теперь уже с серьезными препятствиями. Но тут вопрос еще и в том, насколько такая смена вектора мог бы соответствовать интересам самой нашей страны.

Два с половиной года назад, когда Казахстан подписал официальный документ о своем участии в проекте обеспечения трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Эдриен Бломфилд писал – «US bypasses Russia with BP pipeline» - для газеты британской газеты «Telegraph» из Москвы так: «Новая сделка могла бы помочь снизить мировые нефтяные цены, другой фактор, похоже, для огорчения Москвы, чья энергозависимая экономика может зашататься, если сырая нефть упадет ниже $50 за баррель». Теперь Астана взяла уже на себя гигантские обязательства по обеспечению сырьем трубопровода БТД.

В 2002 году, когда его только собирались строить, речь шла лишь о 20 млн. тонн в год. Сейчас она ведется уже о 60 млн. тонн. Следовательно, цифра может продолжать свой рост и в дальнейшем. До тех пор, пока на долю следующих через Россию маршрутов практически ничего не останется.

Получается, втягиваясь в такие проекты Казахстан, идет вопреки интересам не только России, но и даже самого себя. Ибо ведь наша экономика является такой же энергозависимой, как и российская, и она также вполне может зашататься, при падении цен на нефть. Ввиду такой реальности сложно даже говорить, что у нас проводится самостоятельная энергетическая политика.

Ерберген Салыков
источник - inosmikzgeo.canalblog.com
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь