Невероятные результаты опроса старших школьников
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Hairless 20 Января 2021 в 11:10:58
Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.
Мои ученики — это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов — из Москвы, например — их специально привозят к нам на занятия.
Социальный срез — средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение — 10 занятий — у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.
В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.
При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, — приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»). Да что там — какой-то «кругозор» — подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.
В старшей группе из 15 человек (возраст 14 — 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец», остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:» воин»,» непослушный», «тот, кто живет один», «человек, который иждевал», «кто не подчиняется законам», «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встает», «брет — именно так — брет сумашчего» или просто «не знаю» — ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.
Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова «навзничь» (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошел навзничь», «пришел навзничь» и т.д.), практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый», «бирюзовый», «толченый», а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья».
На прямой вопрос «кто или что это такое» в ответ было напряженное молчание — пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ «жена попа», остальные отвечали так: «это прорубь на реке», «яма на стройке», «след от пули».
Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова «амбразура». Ответы: «это когда вскрывают письма и посылки», «это клетки в зоопарке», «старые ненужные машины», «это когда стреляют сразу много кто».
О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это «Петор первый или третий», чуть меньше, что «Иван Грозный», кое-кто, что какой-то «Добрыня» (справедливости ради отмечу, что за » Добрыню» проголосовал учащийся из средней группы — 12 лет, шестиклассник).
Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге». Этот вопрос задаем и средним и старшим — разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать — у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме «не знаю»): «крестьянство»,» нестер Летописец, «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто», «церковные люди», «Виктор Цой».
Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой — слышал только, что он «песни поет», а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос «Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?» учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит «до революции»; отвечает: «Ну наверно… я не знаю…», а на попытку установить, что это за зверь такой «революция» только пожимает плечами.
Зато его одногруппники фамилию «Цой» слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово «пресса», а уж выражение «желтая пресса» и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.
Я увидела, что один из них пишет вместо «пресса» — «кресо» и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: «Растение, наверное, дерево какое-то…не знаю!». Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.
В старшей группе еще есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?». Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с «рыжей ветки», а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина — это Бабель.
Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:» Мандель Штамп»,» Майдельшталь», «Манданштан», а вчера наша картотека пополнилась вариантом «Миммельштой». Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: «Фалафель, Барто, Пухто — кто из них женщина?» Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали «Пухто (вариант — «Пахто»), большинство предпочли ответ «Фалафель» (у одной — «Палафель»).
Есть миф, что, мол «дети» («детишки» даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию — большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.
Мы заметили, что на вопрос «Кто изобрел социальную сеть Фейсбук» сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.
А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии — Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.
А один написал, что нет такого народа — «это брет» (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это «бочка на воде» из двух вариантов ответа он сделал один.
Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут «немцы»). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет — с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.
Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: «В христианстве — Библия, а в мусульманстве?». Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: «мусульмане», «книга», «деньги», карант», «мангольство», «будда», «молитва», «анти библия», «история», «свитки», «алах» и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом «кармен» (отвечал ученик 8 класса).
В конце идут вопросы «блиц»: любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: «нет».
Наташа Романова

https://golbis.com/pin/neveroyatnyie-rezultatyi-oprosa-starshih-shkolnikov/

От себя: не берусь судить, насколько достоверна и типична описанная ситуация для России и Казахстана.
Но если это так - мне страшно от мысли, что сделают с моей страной дети с таким уровнем мотивации к познанию и творчеству, когда станут взрослыми.
Особенно страшно, когда понимаешь, что именно они - основная целевая аудитория разнообразных навальных/тихановских.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Zoggyla 21.01.2021 в 14:09:58   # 770418
Цитата: Hairless от 21.01.2021 07:53:41
Цитата: almako от 21.01.2021 06:48:58
"Особенно страшно, когда понимаешь, что именно они - основная целевая аудитория разнообразных навальных/тихановских."
Особенно страшно, что уровень образования этих детей - прямой результат государственной политики современной России, под мудрым руководством...
Результат 20- летних реформ, оптимизаций, хуяций , инноваций, в общем всего того, что так любит столь любимый некоторыми правитель....

Все это - результат перехода к капиталистической ("рыночной") экономике и реформы политической системы, происшедшей в начале 90-х годов. А уже последствия - это в том числе и реформы образования по западным образцам, "болонский процесс" в ВУЗах, реформы медицины и пр.
Личность человека, стоящего "у руля", здесь вторична - он будет работать в интересах правящего класса, потому что "демократическая" выборная система не предусматривает других вариантов. И уж точно совершенно неважно, любимый он некоторыми или нет.
В качестве примера - ни Горбачев, ни Ельцин не нажили личного состояния, будучи у власти. Но дров наворотили - ВВП нервно курит в сторонке.
" Зри в корень!" К.Прутков, но зачем это латентным коммунистам?
  almako 21.01.2021 в 21:54:47   # 770446
Хайрлесс
А, ну конечно, сразу последствия 90х, как можно было ожидать другого чего то
То есть, когда негативные последствия руководства страной как на ладони, то - личность человека, стоящего у руля сразу вторична? Сразу он как бы не причём совсем?
А скажите, когда речь о каких то достижениях России, например о армии, вы тоже сразу скажете, что личность путина здесь впринципе вторична, и он по большому счёту не причем, а армия - отложенный результат реформ 90х? Или это другое?
Реформа образования проведена в 2010-11, 90е остались в 90х, а всё, о чем говорилось в статье - результат работы власти именно за последние годы.
  Ал 21.01.2021 в 22:13:37   # 770448
Цитата: almako от 21.01.2021 15:54:47
Реформа образования проведена в 2010-11, 90е остались в 90х, а всё, о чем говорилось в статье - результат работы власти именно за последние годы.


  Zoggyla 21.01.2021 в 22:22:52   # 770449
М-да, культивация баранизма и рост поголовья стада должны радовать демократов-реформаторов!
И-эх! Путин, за что!?
  Ал 21.01.2021 в 22:26:40   # 770450
Quote:
Реформа образования в России: реальность и перспективы https://www.hse.ru/news/34167660/36620576.html
Русская народная линия (Санкт-Петербург). 11 октября 2011
...

Все еще с 90-х согласно либеральным "лекалам".
Что теперь ярых поклонников западного образа жизни не устраивает?

Кстати, последствия 90-х даже в сленге некоторых комментаторов отражаются...
  Zoggyla 21.01.2021 в 22:31:14   # 770452
Цитата: Ал от 21.01.2021 16:26:40
Quote:
Реформа образования в России: реальность и перспективы https://www.hse.ru/news/34167660/36620576.html
Русская народная линия (Санкт-Петербург). 11 октября 2011
...

Все еще с 90-х согласно либеральным "лекалам".
Что теперь ярых поклонников западного образа жизни не устраивает?

Кстати, последствия 90-х в сленге некоторых комментаторов отражаются...
Э т о - д р у г о е !
  Ал 21.01.2021 в 22:44:14   # 770455
  Zoggyla 21.01.2021 в 22:58:20   # 770460
Позовите к шарикову реаниматора!
  Hairless 22.01.2021 в 09:50:23   # 770481
Цитата: almako от 21.01.2021 15:54:47
Хайрлесс
А, ну конечно, сразу последствия 90х, как можно было ожидать другого чего то
То есть, когда негативные последствия руководства страной как на ладони, то - личность человека, стоящего у руля сразу вторична? Сразу он как бы не причём совсем?
А скажите, когда речь о каких то достижениях России, например о армии, вы тоже сразу скажете, что личность путина здесь впринципе вторична, и он по большому счёту не причем, а армия - отложенный результат реформ 90х? Или это другое?
Реформа образования проведена в 2010-11, 90е остались в 90х, а всё, о чем говорилось в статье - результат работы власти именно за последние годы.

Я рад, что мои представления о современном мире соответствуют Вашим ожиданиям. Более того, могу изложить их более развернуто, если желаете - на досуге могу начать даже с 19-го века.
В конце 80-х - начале 90-х г.г. экономические реформы Горбачева и политические Ельцина разрушили соответственно экономическую, политическую и социальную основу существовавшего государства. В суверенных обломках, не без участия западных "партнеров", политическое устройство было приведено в состояние, способствующее нахождению у власти тех, кто будет защищать интересы "сидящих" на финансовых потоках группировок. Все остальное, хорошее и плохое - это последствия
Ожидать, что якобы вот сменим "неправильного" президента на "правильного" и он все сделает "для народа" - верх наивности. Не было такого нигде и никогда, и в существующей системе не будет.
20 лет - это много или мало для того, жить в стране стало лучше (с даже без учета того, что "лучше" - это очень субъективно)? Я знаю две капстраны, которым этого хватило - Германия и Япония после войны. Ну так в их развитие были влиты колоссальные средства.
Ну и СССР, конечно, но это - другая тема.
Ни России, ни другим "бывшим" такого счастья не подкинули, поднимались сами - как смогли, как сумели. Были и ошибки, были и достижения, и разумеется в том числе это ошибки и достижения и руководителей страны. Конкретно по армии - при Меченом и ЕБНе урезались оборонные статьи бюджета и финансирование армии банкротились и шли с молотка "почтовые ящики", во имя "дружбы" даром отдавались "партнерам то, за чем их разведки безуспешно охотились.
При ВВП это если и не закончилось, то очень сильно притормозилось. И основные армейские реформы проведены именно в период его президентства.
В качестве примера - мой сын, инженер-электронщик, работает конструктором на военном заводе. Чем занимается - не говорит, но он меня конкретно удивил, когда сказал, что вся элементная база разработок - отечественная.
Но и Сердюков в армии - тоже "заслуга" Путина.
Лично я считаю - за 20 лет президентства ВВП жить стало во многом лучше.
Хотя и не настолько, как хотелось бы - ну так ведь всем всегда хочется большего.
Ну вот как-то так вкратце.
  NBE 22.01.2021 в 10:45:12   # 770484
Не будем влезать в спор про Путина между гражданами России.
Но насчет самой статьи, а насколько актуальным сейчас является эти знания, может нужно поменять требования под текущие реалии? В той же Европе или США у детей нет такого большого кругозора, но это не мешает им жить лучше всех остальных, иметь науку и производство высше остальных. И у меня большие сомнения что в СССР все ученики ответили бы на эти вопросы.
Насчет себя, я не знаю старорусских слов и русских слов которые вышли из употребления, думаю мне это совсем не актуально, думаю это никому не актуально, кроме филологов по русскому языку.
Так же я не в курсе не главных исторических личностей социалистического периода (их уже не проходили, когда я учился),и Россия и Казахстан уже поменяли строй, не думаю что эти знания актуальны, вы же не в курсе всех ключевых персонажей Российской империи.
Людям в возрасте всегда кажется что молодёжь уже не та.
Анекдот
— Деда, а когда лучше жилось: сейчас или при Сталине?
— Ну, дык, ента, при Сталине конечно!
— А почему, деда?
— Ну так, внучок, при Сталине у меня хуй стоял!
  Ал 22.01.2021 в 21:26:59   # 770513
Quote:
Советские Штаты Америки. Почему в США становится все больше сторонников социализма и фанатов СССР https://strana.ua/articles/295812-sovetskie-shtaty-ameriki-pochemu-v-ssha-stanovitsja-vse-bolshe-storonnikov-sotsializma-i-fanatov-sssr.html
24 октября 2020
...
Обозреватель журнала Foreign Policy Сара Кендзиор в статье "Почему молодые американцы отказываются от капитализма" причиной крена влево как раз и называет экономические проблемы, которые США переживают после кризиса 2008 года.
Процитируем отрывок из этой статьи.
"В 2008 году, когда вам было двенадцать, начинается мировой экономический кризис. Спустя годы пустой болтовни и бравады президента Джорджа Буша, поощряющего консюмеризм в качестве ответа на террор, кажется, что ваша страна оказалась слабее, чем вы полагали. В Америке почва быстро уходит из-под ног. Взрослые, которые заботятся о вас, сами пытаются выживать. Возможно, ваши родители теряют работу. Возможно, ваша семья оказалась на улице.
В 2009 году политики заявляют, что рецессия закончилась, но ваши личные финансовые проблемы остаются прежними. Зарплаты не растут – или падают. Затраты на медицинское обслуживание, уход за детьми и образование продолжают экспоненциально расти. Постоянная занятость превращается в работу по контракту, а доходы урезаются. Рабочие места для среднего класса вытесняются низкооплачиваемой работой в сфере услуг. Рушатся надежды ваших родителей на "американский стиль жизни", которые были у них, когда вы родились – они ожидали, что долгий период роста принесет им невиданное процветание.
"Бэби-бумеры" твердят вам, что выход есть: образование в колледже всегда давало возможность получить хорошую работу. Но теперь этого не происходит. Выпускники колледжей, которых вы знаете, погрязли в студенческих кредитах, работают за минимальную зарплату или надрываются на неоплачиваемых стажировках. Престижные вакансии все больше концентрируются в городах, где в течение десятилетия арендная плата за жилье выросла в три или четыре раза. Вы не можете позволить себе переезд, оставаться тоже слишком дорого. За границами этих городов опустевшие торговые центры соседствуют с огромными заброшенными заводами. Вы живете на развалинах, для вас ничего не осталось.
Время от времени люди бунтуют. Когда вам исполняется пятнадцать, вся нация следит за акцией Occupy Wall Street, которая осуждает жадность корпораций и указывает на упущенные возможности. Через год движение угасает, а его участники занимаются вещами вроде «частного консультирования активистов». Когда вам семнадцать, рабочее движение Fight for 15 делает основным пунктом повестки требование увеличить минимальную зарплату – однако политики предлагают только «последовательные» решения. Никто не осознает остроту кризиса. Даже президент Барак Обама, либеральный демократ – один из тех политиков, которые предположительно должны понимать проблемы бедности - заявляет о "восстановлении экономики".
Но вам интересно, когда восстановление экономики скажется на положении вашей семьи. Вам это интересно уже восемь лет.
В 2016 году аналитики объявляют ваши финансовые трудности отклонением от нормы: безработица составляет всего 4,7%! Сначала вы полагаете, что здесь какая-то ошибка – но затем вы понимаете, что правительство считает "трудоустроенными" даже тех, кто работает неполный рабочий день, перебивается случайными заработками или оказались за чертой бедности. Так выглядит трудоустройство в Америке – это не личная самореализация и не путь в будущее. Теперь это бесполезная трата времени – и так будет всегда. Новая американская мечта – это выживание.
Неудивительно, что более половины американцев в возрасте от 18 до 29 лет утверждают, что не поддерживают капитализм", – пишет Сара Кендзиор.
Все эти факторы и предопределили изменение общественных трендов и "полевение" американского общества.
Но в качестве ориентира рассматривается в большинстве своем не Советский Союз, а современные страны Евросоюза.
...
  Zhycie est 25.01.2021 в 00:24:02   # 770643
Все вышеперечисленное знаю, кроме:песнь о вещем Олеге забыла, кто написал. Но вспомнила несколько строк, решила, что Пушкин. Угадала. Пухто ни разу не слышала до этого дня.
Остальное можно знать, можно нет, но если знать- точно стыдно не будет, а вот наоборот- возможно.
  bolatbol 25.01.2021 в 10:22:03   # 770647
Приятно встретить умного человека, тут и дружба и любовь. Как у Пушкина, Татьяна наблюдала за онегиным, он ей понравился, она написала письмо и страшно переживала. Потом вышла замуж за старика, а встретив ещё раз холодно отказала, хотя и призналась в любви.
Что было бы сейчас?
Онегин приехал в деревню и, гуляя с приятелем, встретил двух девушек в облегающих фигуру шортах.
- привет, девчонки, что делаем?
- не видишь что ли? Курим.
- а пойдёмте к нам, у нас вино есть, музыку послушаем.
Девки согласились, они там напились, перетрахались, Онегин зарезал Ленского и бежал. Татьяна вышла замуж за олигарха, встретила Онегина, и они любили друг друга на столе, на перилах, в бассейне, пока их не застукали и застелили. Пушкин узнал про эту историю и решил бросить поэзию, скопить бабки и стать Акимом или депутатом.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь