США рассекретили детали подъема советской подлодки К-129
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 15 Февраля 2010 в 17:55:30
ЦРУ рассекретило детали секретной операции по подъему советской подводной лодки К-129.

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А К-129 Тихоокеанского флота СССР затонула в 1968 году к северо-западу от Гавайских островов при неизвестных обстоятельствах. На борту лодки находились три баллистические ракеты Р-21 с ядерными боеголовками.

Американская разведка ранее не предавала огласке даже мельчайшие подробности так называемого "Проекта Азориан" (Project Azorian – по ошибке его называли "Проект Дженнифер") - подъема К-129 в 1974 году, на которое промышленный магнат Говард Хьюз, финансировавший операцию, потратил около полутора миллиарда долларов по нынешнему курсу.

Однако ЦРУ по требованию сотрудников Архива национальной безопасности США рассекретить эти сведения согласно Закону о свободном доступе к информации в минувшую пятницу предоставило отчет, который проливает свет на события тех дней, хотя и не раскрывает все тайны "проекта Азориан".

В обнародованном 50-страничном отчете участника операции, впервые опубликованном в 1985 году в ведомственном журнале ЦРУ, сообщается, в частности, что президент США Ричард Никсон, стремясь заполучить образцы советского ядерного оружия и шифровальной техники, принял решение о подъеме К-129 вопреки советам высокопоставленных военных чиновников и тому факту, что лодка лежала на глубине около 5000 метров.

Огромная стоимость операции и опасения, что подъем лодки ухудшит отношения США с Советским Союзом, не остановили Никсона. В краткие сроки было спущено на воду специальное судно - Hughes Glomar Explorer. Чтобы сокрыть истинное предназначение платформы, ее построили по проекту судна для добычи полезных ископаемых и назвали в честь промышленника Говарда Хьюза.

За Hughes Glomar Explorer постоянно следили советские корабли и вертолеты. Опасаясь, что русские попробуют взять судно штурмом, американцы завалили вертолетную площадку Hughes Glomar Explorer ящиками, сообщается в документе ЦРУ.

Тела шестерых советских подводников, обнаруженные в затонувшей К-129, американцы перезахоронили в море с отданием воинских почестей, а части лодки увезли с собой. Какие именно части и что они рассказали разведчикам, окупился ли проект – неизвестно. По словам участника операции инженера компании Lockheed, поднять не удалось ни ракеты, ни шифровальное оборудование, ни шифровальные книги, сколь-либо ценные для разведки - только две торпеды с ядерными боеголовками.

В докладе говорится, что "проект Азориан" принес США "нематериальные выгоды" – укрепление морального духа сотрудников разведки и совершенствование технологии подъема тяжелых грузов в море.

"Подъем подлодки весом 1750 тонн с глубины 5 километров ранее никогда не предпринимался. Правительство или организация, которые боятся взять на себя ответственность за ожидаемые риски при достижении поставленной цели, не остались бы верными ни себе, ни людям, которым они служат" – утверждает докладчик.

С точки зрения историков и журналистов, эта формулировка – бюрократическое оправдание одной из тех дорогостоящих затей, о которых говорят - "овчинка выделки не стоит", резюмирует FOX News.

flot.com

Затонувшая советская субмарина и ЦРУ

В 1974 году в сердце Тихого океана американское военное судно под предлогом проведения глубоководного бурения достало со дна затонувшую советскую атомную подводную лодку и доставило ее на Гавайи.

С момента проведения «Проекта Азорские острова» пошло чуть более 30 лет, и все эти годы ЦРУ хранило молчание, и только сейчас оно призналось в том, что весь мир знал давно. Рассказ о том, как американцы поднимали подводную лодку, был опубликован в пятницу от лица неназванного участника операции, а предшествовал публикации иск частных исследователей из Государственного оборонного архива, которые заставили ЦРУ частично рассекретить эту историю на основе Закона о свободе информации.

50-страничный материал был без лишнего шума опубликован в издании «Studies of Intelligence» от 1985 года, но доступ к этому изданию имели лишь избранные.

В этой статье ЦРУ описывает хронологическую последовательность миссии, расходы и невероятные инженерные расчеты, что позволило в августе 1974 года судну «Hughes Glomar Explorer» поднять большую часть корпуса затонувшей субмарины К-129.

Промышленник Говард Хьюз разрешил использовать свое имя для выполнения этой миссии и выдать ее за частное исследовательское предприятие.

Американцы похоронили в море шесть советских подводников, чьи тела были обнаружены на борту затонувшей субмарины, а затем отплыли со своим сомнительной стоимости трофеем.

«Это довольно сочное описание операции от перехвата до смерти, - сказал Мэтью Эйд, исследователь, добивавшийся доступа к статье с 2007 года, когда он узнал о начилии публикации, увидев ссылку на нее в одном из документов. – Но в конце все же непонятно одно, что мы с этого получили? Ответа на этот вопрос мы не знаем до сих пор».

Большая часть операции проходила на глазах у советских судов, которые вели наблюдение за американцами и даже совершали облет «Hughes Glomar Explorer» на вертолетах. Американцы объясняли советским военным, что они проводят эксперименты с глубоководным бурением.

Впервые эта история была описана на страницах «Нью-Йорк таймс» в 1975 году журналистами Сеймуром Гиршем и Джеком Андерсоном. ЦРУ хранило молчание, рассекретив только запись похорон советских моряков. Кассета была передана первому президенту России Борису Николаевичу Ельцину в начале 1990-х годов.

Теперь статья ЦРУ, написанная неназванным участником операции, воскрешает период острого противостояния двух ядерных сверхдержав, стремившихся заполучить военные секреты друг друга. Это соревнование велось в космосе, на суше и в глубинах океана.

Вашингтон не пожалел никаких денег, чтобы поднять со дна океана советскую субмарину с ядерным оружием, кодами и советской технологией. Тем не менее, рассекреченные части этой статьи намекают, что ценность находок была невелика, как и намекалось в прессе в то время.

Польза от этой операции была опосредованная. Она подняла моральных дух американских разведчиков и дала толчок развитию новых технологий по подъему тяжестей с морского дна. Автор доказывает, что ценность этой операции заключалась в том, что она была выполнена.

«Подъем субмарины весом в 1750 тонн с глубины в 16500 футов никогда и никем в мире не осуществлялся, - говорится в статье. – Правительство или организация, которая не решается пойти на рассчитанный риск для выполнения правильно поставленной задачи, недостойно служить своему народу».

Для исследователей это звучит как бюрократическое оправдание проекта, который по нынешнему курсу стоил 1,5 миллиарда долларов.

Сообщения о том, что было, на самом деле, обнаружено на борту подводной лодки, варьируются. Много лет спустя российские военные пришли к выводу, что ЦРУ подняло, по крайней мере, две торпеды с ядерными боеголовками, что никак нельзя назвать ценными трофеями. По другим рассказам, корпус судна раскололся, и большая его часть упала обратно на дно океана, поэтому ничего серьезного обнаружено не было. Ответа на эти вопросы статья не дает, равно как и объяснения причины аварии.

Сага началась в марте 1968 года, когда подводная лодка К-129 с тремя баллистическими ракетами с ядерными боеголовками на борту затонула в 1500 милях к северо-западу от Гавайских островов. На подготовку «Hughes Glomar Explorer» и создания подъемных механизмов ушло шесть лет.

В статье ЦРУ очень подробно рассказывается, какие инженерные проблемы возникли при выполнении той операции, и как они были решены, как американская команда опасалась, что советские военные вздумают десантироваться на борт «Glomar Explorer», что в корпусе подлодки были обнаружены следы плутония.

Рассекреченная статья была отредактирована, и заканчивается она тем, что судно со своей добычей ушло на Гавайи, оставляя читателей в неведении о том, что именно удалось поднять со дна океана, и какова была ценность добытых трофеев.

7kanal.com
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь