Путин взял «Пакфайера» на буксир

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 18 Июня 2010 в 10:32:44
Российский премьер пообещал выделить еще 30 миллиардов рублей на доводку истребителя пятого поколения


17 июня премьер-министр России Владимир Путин побывал в подмосковном Жуковском. Первым делом он проинспектировал Центральный аэродинамический институт, где действует ещё с советских времён уникальная трансзвуковая аэродинамическая труба Т-128, с помощью которой исследуются модели летательных аппаратов и ракет.


В последние годы в ней, в частности, исследовались модели таких самолетов как «Сухой суперджет 100», МС-21, Ту-204, а также военные Су-27, МиГ-29, самолет пятого поколения ПАК ФА, а также зарубежные модели Boeing и Airbus. Это «наследие СССР», созданное еще в 1983 году, до сих пор успешно конкурирует с лучшими мировыми образцами. По данным специалистов, подобных аэродинамических труб в мире насчитывается всего 11, из них только две превосходят советско-российскую по некоторым параметрам. При этом качество исследований в нашей Т-128 самое высокое в мире - за счет равномерности, низкой турбулентности, возможности варьировать скоростью и плотностью воздушного потока.

Владимир Путин в беседе со специалистами ЦАГИ сообщил, что имеются планы по созданию трех новых мощных аэродинамических труб. На это будет выделено порядка 60 млрд рублей. Но не сразу, а порциями в течение нескольких лет. Что касается ближайших перспектив, то глава правительства пообещал до 2012 года выделить из бюджета 11 млрд рублей на развитие Центра авиастроения в Жуковском.

На этом обещания не закончились. Переехав на испытательный аэродром имени Громова, премьер-министр с видимым удовлетворением наблюдал за испытательным полётом (16-м по счету с начала года) авиационного комплекса пятого поколения ПАК ФА. Потом в беседе с заслуженным летчиком-испытателем России Сергеем Богданом, который выполнял полет, Путин отметил, что на первом этапе создания самолета были потрачены 30 млрд рублей, и для завершения проекта пообещал еще 30 млрд. Тем не менее, подчеркнул Путин, наш истребитель пятого поколения будет по цене дешевле в 2,5-3 раза по сравнению с зарубежными аналогами. «Это будет машина, которая будет превосходить нашего основного конкурента - F-22 (США) по
маневренности, вооружению и дальности», - заверил премьер.

Наш «Пакфайер», действительно, олицетворяет все последние достижения оборонной промышленности. Он оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач.

По оценке Московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), испытательные полёты ПАК ФА показали, что «Россия по-прежнему твердо стоит на втором месте в мире с точки зрения развития оборонных технологий». «Пакфайер» на испытаниях проявил себя как самолёт-невидимка и как самолёт с искусственным интеллектом. Современные российские технологии изготовления двигателей не уступают западным. При этом применяется аналогичная американской технология плоского сопла двигателя для ПАК ФА в целях достижения его малозаметности. Также применяются цифровая система управления полетом и сетецентрические технологии ведения и управления боем. В последнем поколении российских радаров с активной фазированной решеткой применяются цифровые технологии и алгоритмы быстродействующей обработки данных, аналогичные технологиям американских радаров, появившихся в текущем десятилетии.

В западной прессе появилось немало статей, в которых утверждается, что российский истребитель пятого поколения ПАК ФА способен создать конкуренцию в воздухе и на мировом рынке американским самолетам F-22 и F-35.

Как известно, задачей этих боевых машин является обеспечение превосходства США в воздухе. Теперь американцы боятся, что с принятием на вооружение Российской армии ПАК ФА ВВС США не смогут достичь этой цели. Натовские аналитики бьют тревогу: Россия способна создать «истребитель-невидимку», который будет не хуже американских, а в чем-то и превзойдет их. Они подчеркивают и то, что малозаметность ПАК ФА сделает неэффективным применение американских ракет «воздух-воздух» большой дальности. Из-за этого воздушный бой будет происходить на средних и малых дистанциях в границах прямой видимости. А это уравняет шансы F-22 и ПАК ФА. Другие же американские самолеты не смогут адекватно противостоять российскому истребителю.

Правда, ПАК ФА еще не принят на вооружение и даже не закончил испытания. Причина отставания — потеря темпов из-за перестройки и реформ.

- Работы над истребителем пятого поколения в СССР и США начались примерно одновременно, - рассказал корреспонденту «СП» эксперт информационного центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин. - Но у нас из-за недостаточного финансирования только в 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший имя «Беркут». Этот истребитель мог бы стать первым в мире самолетом, имеющим крыло обратной стреловидности. Он был практически готов, но сборку остановили, проект закрыли. За дело принялось МАПО «МиГ». Оно подготовило свой проект истребителя пятого поколения, известный в кругах специалистов как «1-42». Реального самолета «1-42» не существует. В рамках этой программы была построена только летающая лаборатория для отработки технологий, которая имеет индекс «1-44». ОКБ компании «Сухой» снова вышло в лидеры разработки самолета пятого поколения, предложив проект ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Все эти дергания, пертурбации в промышленности и экономике, а также скупость правительства при финансировании работ определили наше отставание.

Наш ПАК ФА только испытавается, а в США еще 15 декабря 2005 года вступила в строй первая эскадрилья самолетов пятого поколения F-22A «Рэптор». Американцы сконструировали второй тип истребителя пятого поколения F-35. И в его создании они опережают нас. На сегодняшний день собрано более 20 самолетов F-35. Они скоро вытеснят F-22, который оказался слишком дорогим. Цена одного экземпляра составляет около 140 миллионов долларов, а вся программа стоит 65 миллиардов. F-35 в два раза дешевле - 69,3 млн долларов. Вот почему американцы переходят на F-35. Наш самолет пятого поколения будет, как сказал Путин, почти в три раза дешевле, но все равно для нашей экономики он слишком дорог. Поэтому один-два экземпляря сделать можно, а вот пустить в серию — проблематично.

Финансовые трудности российская сторона пытается преодолеть с помощью зарубежных вливаний. Недавно, как «СП» уже сообщала, подписано соглашение между индийской корпорацией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) и российской Объединенной авиастроительной корпорацией о совместной разработке истребителя пятого поколения на паритетных началах.

Индия подставит плечо, но за это уже потребовала порядка 250 самолетов до 2017 года. Кстати, конгресс США запретил экспортировать свой истребитель пятого поколения, чтобы не допусть утечки секретов. Но там государство финансирует производство мощными заказами. Наше государство больше финансирует куршевельских и иных олигархов. Сегодняшнее заявление Путина о вложении в «Пакфайер» 30 млрд рублей, возможно, свидетельствует о том, что и наше правительство решило повернуться лицом к этому вопросу.

Из досье «СП»:

Российский «Пакфайер»
Максимальный взлетный вес 35480 кг
Дальность:
с «нормальной» заправкой 2600 км
с «максимальной» заправкой 4400 км
на сверхзвуке 2000 км
Скорость максимальная 2200 - 2500 км/ч
Скорость на безфорсажном режиме 1850 - 2100 км/ч

Американский «Раптор»
Максимальный вес 38000 кг
Дальность:
с «нормальной» заправкой 1900 км
с «максимальной» заправкой 2500 км
на сверхзвуке 1300 км
Максимальная скорость 2100 км/ч
Максимальная бесфорсажная скорость 1800 км/ч

http://svpressa.ru/society/article/26541/

Фото


600x400
( 20.4Кб)

600x400
( 20.59Кб)

600x400
( 31.28Кб)

600x414
( 25.56Кб)

600x400
( 24.02Кб)

600x433
( 27.5Кб)

600x400
( 27.75Кб)

600x419
( 31.87Кб)

600x400
( 27.3Кб)

600x414
( 25.65Кб)

600x400
( 30.77Кб)

600x400
( 59.15Кб)


Истребитель с умом
Премьер-министру раскрыли секреты авиаиспытаний


Вчера премьер-министр приехал в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского (ЦАГИ). Сначала он посмотрел, как работает трансзвуковая аэродинамическая труба Т-128 - на моделях самолетов, затем посетил зал статических испытаний натурных конструкций. Кроме того, премьера ждали на летном поле, где новейшему истребителю довелось показать, на что он способен в открытом небе. Сопровождали главу правительства вице-премьер Сергей Иванов и губернатор Подмосковья Борис Громов.

С моделями самолетов Путина знакомил гендиректор ЦАГИ Борис Алешин. Он рассказал премьеру и историю института. ЦАГИ - крупнейший центр авиационной науки. Он впервые объединил фундаментальные и прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания летательных аппаратов. Здесь самолеты проходят государственную экспертизу: только после заключения ЦАГИ можно осуществить первый полет.

Трансзвуковая труба Т-128 - объект секретный. Гостайну составляет даже ее номер - сотрудники института на вопрос о том, что он означает, отвечают, что информация засекречена. Конструкция мощностью 100 МВт предназначена для исследований аэродинамических характеристик и аэроупругости моделей летательных аппаратов. Условия максимально близки к полетным. Здесь проходят испытания "Суперджет-100" и Ту-334, Ил-96 и Су-27, МиГ-29 и Т-50, а из зарубежных бортов, например, А380 и бизнесджетов.

"Это крупнейшая в восточном полушарии труба", - объяснил начальник лаборатории Антон Горбушин. Всего в мире их 11, крупнее российской только две конструкции в США. Впервые в мире в такой трубе применена регулируемая перфорация стенок. Она позволяет минимизировать влияние границ потока. Качество потока здесь лучше всего - равномерное, с низким уровнем турбулентности, с возможностью изменения параметров - скорости и плотности.

В 1983 году стоимость объекта составляла 200 млн долларов, сейчас - от миллиарда до полутора, по разным оценкам. С тех пор ни одной новой трубы не появилось, так что отечественная - еще и самая современная. Ее ближайшие аналоги были построены в 1940-х и 60-х годах. Испытания в ЦАГИ заказывают все КБ бывшего СССР и все основные производители гражданской авиатехники, в том числе Boeing и Airbus.

В зале статических испытаний самолеты проверяют на прочность. В зале, который посетил премьер, проходит завершающий этап сертификационных статических испытаний "Суперджета". Самолет стоит посредине ангара, наглухо опутанный проводами и шнурами. Он, как и другие образцы, будет разрушен в лаборатории во время проверки на прочность. Испытания на 90 процентов завершены и закончатся летом. "Практически все недостатки обнаружены и исправляются, - говорит начальник отделения статической и тепловой прочности Александр Дзюба. - Обычная процедура".

Путину показали небольшой фильм о проверке самолета на прочность. "В натуре заснято, как у него все гуляет", - говорил Алешин. Он пояснил, что только так можно увидеть колебания атмосферы, которые не заметны при простом наблюдении.

"Самолет может быть допущен к эксплуатации только после всех испытаний, когда мы уверены в его прочности", - поясняет начальник комплекса, замгендиректора ЦАГИ Михаил Зиченков. "С одной стороны, мы хотим сделать самолет очень легким, с другой - очень прочным, - добавляет он. - Если борьба двух взаимопротиворечащих тенденций заканчивается компромиссом, самолет получается эффективным и надежным".

Летательный аппарат подвергается максимально возможным в полете нагрузкам, увеличенным в полтора раза. Их он должен выдержать в течение трех секунд. При этом все должно работать: и двери, и шасси. Во время статических испытаний в зале никого не должно быть, это просто опасно. После этого самолет разрушается "с умом", чтобы найти резервы для снижения массы. "Пассажирские самолеты погибают очень тихо и быстро, истребители - очень долго", - задумчиво добавил Дзюба.

ЦАГИ сотрудничает и с международными компаниями, исследования часто проводят совместно. В цехе висит аэроупругая поисковая модель дальнемагистрального самолета, ее проверяют на устойчивость к турбулентности. Так вот это исследование проходит в рамках программы ЕС.

Увидев трясущийся образец, Иванов вспомнил про пляшущий мост в Волгограде. Очень кстати, ведь помимо летательных аппаратов на прочность здесь испытывают и мосты - их поведение похоже на поведение самолетных конструкций. В лаборатории стоит модель моста через Москву-реку в Серебряном Бору. Как выяснилось, проблема волгоградского моста - в обтекаемости.

Премьер подошел к сотрудникам института и рассказал, что на развитие ЦАГИ из бюджета в этом году будет выделен 1 млрд рублей. На дороги в Жуковском уйдет еще 4 млрд. Всего до 2012 года на центр авиастроения будет потрачено 11 млрд рублей. Глава правительства также добавил экономической информации: за 5 месяцев ВВП вырос на 10,3 процента, а безработица сократилась на 14,4 процента - примерно на миллион человек.

Заключительным аккордом посещения Жуковского стали испытания истребителя пятого поколения на аэродроме "Раменское". Он совмещает в себе функции ударного самолета и истребителя. Оснащенный комплексом "электронного пилота", радиолокационной станцией и другими новшествами, он совершил уже 13 полетов.

"Это, безусловно, будет машина, которая будет превосходить нашего основного конкурента F22", - одобрил премьер.

- А по цене? - спросил летчик-испытатель Сергей Богдан.

- А по цене ровно в 2,5-3 раза дешевле, - ответил глава правительства.

По мнению Владимира Путина, это очень серьезное конкурентное преимущество, с учетом лучшего качества. На первом этапе на самолет было истрачено 30 млрд рублей, и столько же еще пойдет на доработку. В Вооруженные силы партия истребителей поступит в 2013 году, но испытания будут продолжены. Массовые закупки минобороны планирует начать в 2016 году.

Вчера Богдан провел 16-й по счету полет истребителя. "Совершенно новый борт, аэродинамика, оружие, двигатели, очень хорошо развитый интеллект на борту, очень комфортный с точки зрения пилотирования, - остался доволен он. - Виден существенный шаг вперед". По его словам, самолет по размерам меньше аналогов, а задачи решает сложнейшие. "Даже летает по-другому", - восхищался Богдан. То, что истребитель может выполнять фигуры сложного пилотажа на небольшой высоте, свидетельствует о прорыве, заключил он. "Самолет очень насыщен системами, - сказал он премьеру. - И боевым духом".

- Конечно, боевым духом прежде всего, - улыбнулся глава правительства.

А затем поднялся к кабине пилота. Но садиться не стал: ограничился осмотром. "Кабина стала шире, - пояснял Богдан. - Можно управлять многими жизненно важными системами, не снимая рук с руля. Ведь при перегрузке больше трех атмосфер руки трудно поднять".

- Я знаю, я летал, - перебил его Путин.

http://www.rg.ru/2010/06/18/putin.html
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 19.06.2010 в 16:57:52   # 48041
а когда наши хотя бы воздушние шары в виде юрты начнут производить? не говоря уж об чем-то лучшем как русские :(
  Гость 17.08.2010 в 14:40:57   # 55897
Путин речи нет голова если бы не он то Россия небыла б такой как сейчас! а мы что мы, мы Казахстанцы ещё покажем себя все увидят))))))
  строитель 17.08.2010 в 14:51:57   # 55898
ость 19.06.2010 в 16:57:52 #48041
а когда наши хотя бы воздушние шары в виде юрты начнут производить?
А ЗАЧЕМ?
  строитель 17.08.2010 в 15:00:13   # 55901
Гость 19.06.2010 в 16:57:52 #48041
а когда наши хотя бы воздушние шары в виде юрты начнут производить?
Китай 2-я страна в мире по размеру ВВП. Решили скопировать российские МиГи, и что из этого вышло?
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь