Казахстан: Русское население сочетает преданность Назарбаеву с прокремлевскими настроениями ("EurasiaNet", США)

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 01 Октября 2014 в 17:51:29
На зеленом холме над городом Оскемен на северо-востоке Казахстана, что к югу от российской границы, гигантскими белыми буквами высечено строго и просто: Казахстан. Когда эту надпись монтировали в 2009 году – по всей видимости, с целью воспитания казахстанского патриотизма – она, казалось, утверждала очевидное. Однако сегодня, когда президент РФ Владимир Путин объявил себя защитником русских на всей территории земного шара и использовал это обоснование для аннексии Крымского полуострова Украины, этот лозунг представляется как никогда уместным – во всяком случае, руководству Казахстана в Астане.

С самого момента распада СССР в 1991 году администрация президента Нурсултана Назарбаева делала упор на укрепление толерантности и межнациональной гармонии в стране. По большей части Нурсултану Назарбаеву удавалось обеспечить спокойствие в республике, давая возможность экономике достичь беспримерного для Центральной Азии уровня роста. Однако сегодня резонанс, создаваемый украинским кризисом, грозит стать проверкой на лояльность для неоднородного по национальному составу населения Казахстана, в особенности значительного русского нацменьшинства, компактно проживающего в северных районах страны.

Учитывая недавние события, задача патриотического воспитания вышла на первый план повестки дня Нурсултана Назарбаева. Подчеркивая наличие серьезной озабоченности в Астане, в начале апреля власти внесли в законодательство поправки о введении длительных сроков заключения за публичные призывы к сепаратизму. Сепаратистские настроения в промышленных районах на северо-востоке республики стали головной болью для Назарбаева в девяностых годах – а Оскемен выступил очагом напряженности, когда в 2000 году за сепаратистский заговор там были отправлены за решетку 13 пророссийских заговорщиков. В этом городе, называемом по-русски Усть-Каменогорском, русскими являются 67 процентов населения, что втрое превышает соответствующий показатель по стране.

Сепаратистские настроения в Казахстане сошли на нет по мере укрепления республикой своей государственности, однако разыгрывающегося на Украине сценария достаточно, чтобы обеспечить Нурсултану Назарбаеву полноценную мигрень. Российское обоснование присоединения Крыма к РФ в качестве защиты русскоязычного населения заставляет Астану нервничать. Русские составляют 22 процента населения РК, причем наибольшая концентрация русского населения наблюдается в районах вдоль протяженной российско-казахстанской границы, насчитывающей 7 тысяч километров.

Масла в огонь добавили будоражащие заявления российских националистов о своих претензиях на северный Казахстан, спровоцировав между двумя близкими союзницами, Москвой и Астаной, непривычный дипломатический разлад. 11 апреля, после резкой отповеди со стороны Казахстана, Москва отмежевалась от этих высказываний – однако однозначно не заявила об отсутствии у нее замыслов в отношении казахстанской территории.

Астана, возможно, и сердится, а вот русскоговорящее население Оскемена смотрит на всплески национализма по обе стороны границы с полнейшим хладнокровием. «По поводу незыблемости границ … говорить о том, что какие-то действия – это навечно, просто в какой-то мере некорректно, – говорит, тщательно подбирая слова, суровый казачий атаман Виктор Шаронов. – Тогда с какого перепуга шотландцы собираются проводить референдум об отделении от Великобритании?»

Атаман Шаронов выступил на состоявшемся 8 апреля заседании организаций русской общины Оскемена, на котором побывала и корреспондент EurasiaNet.org. На этом заседании руководители общины отстаивали действия Кремля на Украине и осуждали вмешательство, на их взгляд, Запада на задворках России. «Лично я и казаки наши, они понимают это как желание западных стран в очередной раз … нагадить России по полной», – запальчиво сказал атаман.

«К сожалению, к власти в Киеве пришли … настоящие фашисты, ультранационалисты», заставив Москву вмешаться, чтобы защитить права русскоязычного населения, говорит председатель Восточно-Казахстанского филиала Республиканского славянского движения «ЛАД» Олег Навозов.

С одной стороны, доминирующая среди представителей русскоязычного населения Оскемена точка зрения, озвученная Олегом Навозовым, вторит официальной линии Астаны: президент Назарбаев назвал правительство в Киеве «неофашистами» и подверг критике «дискриминацию прав меньшинств» на Украине, заслужив тем самым горячее одобрение со стороны лидеров вышеупомянутых организаций.

«Назарбаев поддержал Россию в тех действиях, которые направлены на защиту национальных меньшинств в Украине и на защиту своих национальных интересов», – с одобрением отметил представитель движения «ЛАД» Николай Плахотин.

С другой стороны, вторжение России на Украину заставило многих в Казахстане задаться вопросом: а что если Москва решит, что и здесь русскоязычное население нуждается в защите?

Такой сценарий категорически отрицается в Оскемене, где представители русскоязычного населения, беседовавшие с EurasiaNet.org, все без исключения заявили, что инклюзивная национально-языковая политика президента Назарбаева это совершенно исключает. «Ситуация в Казахстане – это совершенно другая ситуации, чем в Украине, – сказал заместитель руководителя Русского культурного центра Вадим Обухов. – У нас нет противостояния между казахами и русскими».

Пока Назарбаев жонглирует двумя противоборствующими повестками дня, продвигая интересы казахского большинства, одновременно защищая права меньшинств, «здесь очень грамотно выдерживается этот баланс», полагает издатель Евгений Черкашин.

Занятую Назарбаевым прокремлевскую позицию по кризису на Украине хорошо встречают представители русскоговорящего населения севера республики, тогда как на остальной территории страны оппоненты решительно критикуют ее, называя предательством национальных интересов. «В сознании многих россиян северная часть Казахстана – это российские территории, – сказал EurasiaNet.org алматинский аналитик Айдос Сарым, – В той мере, в какой ее [промосковскую позицию власти] понимают многие казахи, эта позиция ошибочна».

Некоторые представители казахской национальности Оскемена «опасаются» территориального захвата со стороны России, хотя и в некой туманной, отдаленной перспективе, поведал EurasiaNet.org житель Оскемена средних лет по имени Кенжебай, отказавшийся назвать свою фамилию. Многие также полагают, что самой лучшей защитой для Казахстана являются его тесные партнерские отношения с Россией: Астана сможет лучше всего защитить свой суверенитет, будучи Москве другом, а не врагом.

Русские, опрошенные на улицах Оскемена, называли идею вторжения России на территорию Казахстана нелепой. «Я не думаю, что Россия будет захватывать кусок Казахстана – для чего это ей нужно?» – недоумевал инженер Виктор Чернышев.

«Россия не воспринимается как какой-то враг, – объясняет Александр Алексеенко из Восточно-Казахстанского государственного технического университета. – Она воспринимается как возможность».

Из Оскемена ближе до города Новосибирска на территории России, чем до столицы Казахстана Астаны, и местные жители направляют свои стопы через границу, отправляясь в Сибирь на работу и учебу – чему способствует членство Казахстана в возглавляемом Россией Таможенном союзе.

Эту зону свободной торговли планируется в следующем месяце преобразовать в Евразийский экономический союз, чему активно противятся казахстанские националисты и либералы, опасающиеся доминирования со стороны России. Но на северо-востоке Казахстана идея союза пользуется полнейшей поддержкой.

Владимир Путин не скрывает ни своей ностальгии по Советскому Союзу, ни своих планов в отношении союза как политического инструмента продвижения идеи постсоветской интеграции под руководством России, и некоторые в Оскемене, похоже, разделяют эти его мечты.

«Это в той или иной степени возврат – может быть, не совсем, но, тем не менее, во многом – к тому, что было при Советском Союзе», – полагает Олег Навозов.

Эти словам, возможно, прозвучат музыкой для слуха Путина, но, пожалуй, не для Назарбаева: он с подозрением относится к политической составляющей интеграции и поклялся «ни на йоту» не поступиться суверенитетом Казахстана.

Ориентируясь на Россию в политико-экономическом плане, русскоязычное население Оскемена с огромной лояльностью относится к Назарбаеву, видя в нем не только гаранта прав нацменьшинств, но и общественно-политической стабильности страны.

Массовые беспорядки украинского образца здесь невозможны, уверен председатель Русского национального культурного центра Леонид Карташев, потому что «в Казахстане президент Назарбаев избран законно, и в Казахстане легитимное правительство».

Оригинал публикации: Kazakhstan: Russians Blend Loyalty to Nazarbayev with Pro-Kremlin Sentiments
Комментарии, по рейтингу, по дате
  СССР 01.10.2014 в 17:53:06   # 378667
Ох уж мне эти вбросы! Прощупывают ситуацию.
Повеяло гнильцой и в нашу сторону
  Deamos89 01.10.2014 в 18:20:49   # 378672
В сознании многих россиян северная часть Казахстана – это российские территории, – сказал EurasiaNet.org алматинский аналитик Айдос Сарым, – В той мере, в какой ее [промосковскую позицию власти] понимают многие казахи, эта позиция ошибочна». очередной мамбет выискался. придурок пока в казхстане живет многонацинальный народ такого не будет
  Прапор 01.10.2014 в 18:36:42   # 378675
Quote:
Оскемен выступил очагом напряженности, когда в 2000 году за сепаратистский заговор там были отправлены за решетку 13 пророссийских заговорщиков.
Не пророссийских конечно, тут Joanna Lillis загнула , местные,уровня дворовый гопник с обрезками труб, у главного фамилия Пугачев кстати.
  старик 01.10.2014 в 18:51:18   # 378677
Quote:
Массовые беспорядки украинского образца здесь невозможны, уверен председатель Русского национального культурного центра Леонид Карташев
К сожалению я не разделяю оптимизма Карташева:национальный вопрос -это порох, только спичку поднеси. А уж спичками америкосы умеют пользоваться. Хочется верить в здравый смысл большинства казахстанцев,особенно имея перед собой яркий пример Украины. Ну и верю, что НАН не будет раздумывать КАК погасить искры , не допустив пожара.
  андремас 01.10.2014 в 19:37:20   # 378684
Гнилая статейка.
  Депеш Мод 01.10.2014 в 20:37:52   # 378697
статья-провокация,перевернули/передернули реальные факты наоборот.
интернационализм(не пафос)-основа стабильности. Папа правильно сделал,что поставил на Ассамблею народов Казахстана(хотя она на данный момент теряет свои позиции).

  Депеш Мод 01.10.2014 в 20:45:15   # 378699
с ВВП согласен(т.к. рожденный в СССР)
но за 23 года выросло новое поколение,с другим мышлением(нацики/короткие штанишки/с европейским мышлением)
  phoenixx 01.10.2014 в 20:49:39   # 378702
очередная псаки умничает на тему, в которой не разбирается
  ss720 01.10.2014 в 21:04:41   # 378709
кто дал кому права высказываться за пол страны?
а если бы в заголовке было написано что русское население РК поддерживает евро интеграцию???, то завтра бы были такие нац волнения на улице - похлеще майдана...
так что все новости связааные с США нужно публиковать со знаком "+21"
  Hostel 01.10.2014 в 21:46:50   # 378729
Не проблема взять оружие и отстаивать интересы целостности Государства! Не вопрос защищать наших братьев и друзей других национальностей! Но эта, гнилая публикация, смахивает на псакопиндосскую пропаганду межнациональной розни в Республике! Ой, не хорошо все это.....
  чугуний 01.10.2014 в 21:57:49   # 378731
заголовок правильный, а сама статья - муть голубая... пока назарбаев ведет адекватную внутреннюю и внешню политику, пока еще жива какая - никакая экономика все население будет поддерживать правительство.
когда случаются ошибки градус недовольства резко подскакивает (пенсионная реформа, цены га гсм и т.д.), но похоже это отслеживают, и корректируют курс. ну и выбирать из двух зол приходится меньшее, казахстан зажат между россией и китаем, имхо, даже самым ярым нацикам будет лень зубрить иероглифы и вести про - китайскую пропаганду
  Гвардеец 01.10.2014 в 23:04:44   # 378741
согласен с Депеш мод, статья херня!!
  Zoggyla 02.10.2014 в 07:25:53   # 378770
Засветились в коментах по-ходу только русскоязычные....
  Joykin 02.10.2014 в 09:31:13   # 378791
Бредятина, но вброс хороший. Эххх, навешать бы люлей этому автору.
  toliktommy 02.10.2014 в 10:16:28   # 378811
Quote:
Zoggyla 02.10.2014 в 07:25:53 #378770

И заметь, русскоязычные, судя по комментариям, здравомыслящие люди. И доля патриотизма к своей стране на порядок выше продажных либерастов и неонацистов местячковых. Русские в Казахстане поддерживают Назарбаева и целостность страны. Статья - чистый вброс. Бесит одно - почему США вообще лезет в наши дела и выясняет кто к кому как относится? Когда же уже поймут наши лидеры, что за любую такую статью в свою сторону, они должны реагировать жестко. Никто не давал им права трогать нас.
  Депеш Мод 02.10.2014 в 11:53:52   # 378850
Цитата: Zoggyla от 02.10.2014 07:25:53
Засветились в коментах по-ходу только русскоязычные....

Кешiресiз, Zoggyla-сурауға бола ма-нағыз қазақсын ба? немесе шала қазақсың ба? басқа нация тиicтi ма? -сiз қай жылғысыз?
  Erka 02.10.2014 в 12:59:48   # 378878
не нравится мне люди которые ехидно ненавидящи внутреннею политику РК по отношению традиции и менталитета языка коренного населения. И те оралманы которые говорят там было лучше а тут плохо.
  ZeroCooL 02.10.2014 в 17:43:27   # 378942
Как-бы у нас майдан не устроили амеры!? Почва уже готово...(((
В феврале народ Алматы тоже бунтавал. Кричали: "Шал КЕТ"
Не хорошо все это...(((
Народ у нас не сплоченный, чуть что - сразу джузы, руы, шымкентские делимся.
Как же я беспокоюсь за свой народ...
  Zoggyla 02.10.2014 в 18:17:43   # 378946
Цитата: Депеш Мод от 02.10.2014 11:53:52
Цитата: Zoggyla от 02.10.2014 07:25:53
Засветились в коментах по-ходу только русскоязычные....

Кешiресiз, Zoggyla-сурауға бола ма-нағыз қазақсын ба? немесе шала қазақсың ба? басқа нация тиicтi ма? -сiз қай жылғысыз?

Ну и что? Рад за вас.
  Helenka 03.10.2014 в 06:46:37   # 378993
"Окно Овертона" двинулось вправо?
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь