Принята программа по переходу на латиницу

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 30 Января 2015 в 15:02:39
Казахстан не намерен отказываться от планов по переводу казахского языка на латинскую графику, процесс подготовки идет планомерно, заявил министр культуры и спорта республики Арыстанбек Мухамедиулы.

"Переход на латиницу, как вы знаете, это долгосрочная программа, и программа была расписана, в какие годы начнется переход. И основные шаги будут направлены в 2025 году", - сказал он на пресс-конференции в службе центральных коммуникаций (СЦК) при президенте страны в пятницу.

Министр отметил, что сейчас ученые работают над переводом казахского алфавита в латинскую графику.

"С другой стороны мы должны подготовить все учебные программы, чтобы не было так: приняли программу, начинаем вводить, а учебники или образовательный процесс не готовы. И поэтому он (переход – ИФ-К) идет не в таком ускоренном варианте, но согласно программе (...). Я думаю, что нет необходимости ускорять этот процесс, потому что это очень важный вопрос образовательный, он не должен негативно отражаться на нашей деятельности", - сказал министр.

При этом он отметил, что программа по переходу на латиницу уже принята и будет реализована в срок.

Как известно, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев распорядился начать подготовительную работу по переводу с 2025 года казахского алфавита с кириллицы на латинскую графику.

https://www.interfax.kz/?lang=rus&int_id=10&news_id=10588
Комментарии, по рейтингу, по дате
  arhar 30.01.2015 в 20:14:07   # 403012
Рамзес
твои наверное отнимали последнее у соплеменников прикрываясь партбилетом, расстреливали арестованных, подавляли бунты и устраивали карательные операции. продались изе витебскому...
  N@VIGATOR 30.01.2015 в 20:35:49   # 403017
Че это так все всполошились и стали пугать переездом? Ведь речь идет о переводе на латиницу казахского языка. Нет ни слова об ограничении или запрете русского языка!
  КазахскийРус 30.01.2015 в 20:49:48   # 403020
сейчас совсем "не везде"дублируют",а что будет потом?чеМОДАН вокзал россия?
  KS 30.01.2015 в 21:24:41   # 403026
Цитата: ямиеом от 30.01.2015 16:27:00
казахи до советской власти писали на латинице.-а они читать то умели до советской власти????

До советской власти только те кто учился в религиозных школах были обучены граммоте или элита способная обучить своих отпрысков. В том-то и плюс от советов единое образование как стандарт
  Bzhan 30.01.2015 в 23:26:26   # 403033
русскоязычному населению Казахстана можно посоветовать только одно, учить казахский язык, и не удивляться так, что вскоре он перейдет на латиницу.
  vladtr 31.01.2015 в 00:56:27   # 403038
Переход на латиницу можно оценить пообщавшись с нашими соседями-Узбекистаном. Лучше услышать их мнение, если таковые к нам на сайт заходят. А так мы только реально гадаем и предполагаем.
  Grand 777 31.01.2015 в 01:05:05   # 403040
Печально что много народа не понимая сути предстоящей "деруссификации" казахского языка, ведёт себя как стадо. Они, особенно нацики, думают что этим отдалятся от России. Задумайтесь сколько народов в мире, кроме казахов, меняли свой алфавит 4 раза, похерив 4 раза огромные пласты культурного наследия в виде литературы. Сколько национальной и переводной литературы, в тем числе и технической и научной, документов будет загублено и утеряно. Если кто думает что довоенные , когда была латиница, документы и литература будут восстановлены, то они ошибаются. Сейчас "учёные" разрабатывают латинский алфавит который в корне отличается от того что был раньше. Наличие трёх,четырёх буквенных обозначений специфических звуков казахского языка приведёт к тому что все кто знал грамоту на основе кириллицы станут неучами не могущими читать. Особенно печально что многие русскоязычные, начавшие изучение казахского языка, теряют мотивацию, зная что с 2025 года весь их труд в изучении государственного языка похерится. Работать в государственных структурах станет невозможно и тогда придётся выбирать или быть на родной земле необразованным скотом, или зная русский и изучив английский валить в цивилизованный мир с перспективами на достойную жизнь. Пример Узбекистана очевидно для нас не урок, хотя там принята упрощённая система алфавита, народ практически не владеет грамотой, и там даже в госучереждениях используют кириллицу. Многие настоящие учёные-филологи Казахстана, крайне отрицательно относятся к этой сомнительной затеи. Беда в том что кто-то недалёкий, либо вражина, нашептал НАНу эту идею,а наши чиновники не просчитав возможных последствий, либо обрадовавшись появившейся возможности, заработать на распилах и откатах, взяли под козырёк. Когда представишь всё это, за страну становиться обидно и хочется использовать самые отборные слова из букв кириллицы.
  КЕДЫ 31.01.2015 в 01:33:30   # 403046
kz Grand 777 31.01.2015 в 01:05:05 #403040
я хорошо знаю русский язык, считаю его своим вторым родным. но давайте будем честными, что может дать русский язык в плане научного и технического прогресса?, только честно. Пыльные тома советских исследователей физиков, химиков и т.д.- это очень хорошо, но как история. В плане культуры, только будьте честными, ничего личного, что русский язык может дать другим народам, если у себя на родине этой культуры и нет вовсе? По поводу кириллицы- не хочу утомлять вас, поищите почитайте как она взращивалась в Монголии и почему братья-китайцы всячески поддерживают ее сохранение в Монголии. короче у всех своя правда, просто я не думаю , что в правительстве сплошь дураки и воры.
  строитель 31.01.2015 в 01:48:36   # 403047
Цитата: КЕДЫ от 31.01.2015 01:33:30
kz Grand 777 31.01.2015 в 01:05:05 #403040
я хорошо знаю русский язык, считаю его своим вторым родным. но давайте будем честными, что может дать русский язык в плане научного и технического прогресса?, только честно. Пыльные тома советских исследователей физиков, химиков и т.д.- это очень хорошо, но как история. В плане культуры, только будьте честными, ничего личного, что русский язык может дать другим народам, если у себя на родине этой культуры и нет вовсе? По поводу кириллицы- не хочу утомлять вас, поищите почитайте как она взращивалась в Монголии и почему братья-китайцы всячески поддерживают ее сохранение в Монголии. короче у всех своя правда, просто я не думаю , что в правительстве сплошь дураки и воры.


НИЧЕГО ЛИЧНОГО!

  Zoggyla 31.01.2015 в 09:35:13   # 403052
КЕДЫ 31.01.2015 в 01:33:30 #403046

"..., что может дать русский язык в плане научного и технического прогресса?"
по-русски - без коментариев
  Skype 31.01.2015 в 10:55:50   # 403056
Цитата: Zoggyla от 31.01.2015 09:35:13
КЕДЫ 31.01.2015 в 01:33:30 #403046

"..., что может дать русский язык в плане научного и технического прогресса?"
по-русски - без коментариев


Я вижу много студентов в Технологическом институте. Все и мальчики и девочки в том числе приходят туда налегке. У них одна тетрадь в которую видимо что то записывают или наверное записывают. Когда я учился в советское время по учебникам которые написаны на русском языке, у меня в портфеле было 2-3 учебника (учился я на 3-4 балла), а у девчонок полный комплект от 6 штук. Вообщем тяжёлый такой портфель. И вот и думаю, хули их там и чему учат если они с одной двумя тетрадками туда ходЮт. Эта способ отжимания бабла с родителей. Те платят, дети типа учатся а в школе типа учат. ПРОФАНАЦИЯ и отжим бабла с родителей. И пофиг какой язык, не знают ни того ни другого. Термины из Сопромата или Механики повергают их в ступор
  bozon house 31.01.2015 в 11:04:49   # 403058
Цитата: Skype от 31.01.2015 10:55:50
Цитата: Zoggyla от 31.01.2015 09:35:13
КЕДЫ 31.01.2015 в 01:33:30 #403046

"..., что может дать русский язык в плане научного и технического прогресса?"
по-русски - без коментариев


Я вижу много студентов в Технологическом институте. Все и мальчики и девочки в том числе приходят туда налегке. У них одна тетрадь в которую видимо что то записывают или наверное записывают. Когда я учился в советское время по учебникам которые написаны на русском языке, у меня в портфеле было 2-3 учебника (учился я на 3-4 балла), а у девчонок полный комплект от 6 штук. Вообщем тяжёлый такой портфель. И вот и думаю, хули их там и чему учат если они с одной двумя тетрадками туда ходЮт. Эта способ отжимания бабла с родителей. Те платят, дети типа учатся а в школе типа учат. ПРОФАНАЦИЯ

В Томском ТУСУРе также ходят с одной - двумя - тремя тетрадками + планшет ( это обязаловка). Учебный процесс идет как вживую, так и онлайн - все имеют доступ с любой точки в НТБ. В мое время - я не припомню, чтобы таскал учебники на лекции, только тетради...Все учебники были в общаге, в комнате. Какой смысл их таскать на лекции, которые даются достаточно в полном объеме, а вот к сессии учебники могут пригодиться.
  Grand 777 31.01.2015 в 13:06:36   # 403064
Русский язык,хотя и не является моим родным языком, позволил мне получить приличное образование в престижном вузе, а также приобщится к мировой культуре, спасибо ему. Он стал вторым родным языком для миллионов, вторым языком ИНТЕРНЕТ, одним из шести официальных языков ООН. " Пыльные тома советских исследователей физиков, химиков..." стали во многом основой фундаментальных открытий в этих областях, большая часть современных достижений и разработок в области ядерной физики, космонавтики, медицине, электроники и информатики созданы русскоязычными специалистами (в том числе теми кто из-за тупости чиновников не нашел применения на Родине и переехал в сша, англию, израиль, гейропу). Поэтому не надо так презрительно относиться к РУССКОМУ ЯЗЫКУ, давшему миру многое в области культуры,науки и техники. А умники в правительстве преследуют совсем другие цели, переходя на латиницу. Надо быть полным идиотом, думая что внедрив латиницу, приобщим народ к компьютерным технологиям и английскому языку.Плохо что в нашей стране многие забыли заветы великого Абая, который завещал изучать русский язык, через который народ приобщится к мировой культуре и технике. А искренне жаль.
  КЕДЫ 31.01.2015 в 16:55:50   # 403080
kz bozon house 31.01.2015 в 11:04:49 #403058
ТУСУР это показатель чего-то?
  Рамзес 31.01.2015 в 19:12:07   # 403087
Цитата: Grand 777 от 31.01.2015 13:06:36
Русский язык,хотя и не является моим родным языком, позволил мне получить приличное образование в престижном вузе, а также приобщится к мировой культуре, спасибо ему. Он стал вторым родным языком для миллионов, вторым языком ИНТЕРНЕТ, одним из шести официальных языков ООН. " Пыльные тома советских исследователей физиков, химиков..." стали во многом основой фундаментальных открытий в этих областях, большая часть современных достижений и разработок в области ядерной физики, космонавтики, медицине, электроники и информатики созданы русскоязычными специалистами (в том числе теми кто из-за тупости чиновников не нашел применения на Родине и переехал в сша, англию, израиль, гейропу). Поэтому не надо так презрительно относиться к РУССКОМУ ЯЗЫКУ, давшему миру многое в области культуры,науки и техники. А умники в правительстве преследуют совсем другие цели, переходя на латиницу. Надо быть полным идиотом, думая что внедрив латиницу, приобщим народ к компьютерным технологиям и английскому языку.Плохо что в нашей стране многие забыли заветы великого Абая, который завещал изучать русский язык, через который народ приобщится к мировой культуре и технике. А искренне жаль.

В точку!
  take 31.01.2015 в 20:01:56   # 403088


  bIP6bIC 31.01.2015 в 20:22:06   # 403089
Цитата: take от 31.01.2015 20:01:56
давно надо было.молодцы.лучше поздно ...
а вот насчет русского языка...кроме стран снг никому не нужный язык.лучше английский учите.не прогодаете
Никому не нужный??? Вы это серьезно??? Что же вы сами то на нем пишите???
  bIP6bIC 31.01.2015 в 20:41:05   # 403091
По поводу новости выскажу общепризнанный баян: вместо очередного распила госбабла лучше постройте школы, больницы, дороги и парки, настройте детских и спортивных площадок, привейте любовь к Родине, поднимите патриотизм, воспитайте в людях честь и совесть. Обучите людей языку, принятому в стране государственным. Поднимите сельское хозяйство, Освойте недра, возродите ТЯЖМАШ наконец. И хоть я перечислил лишь маленькую толику из того, что можно сделать на эти деньги, но и это даст Казахстану реальный толчек вперед . А вот перевод Казахского языка на латиницу окончательно его добьет. Сейчас то грамотного перевода не добьешься от СПЕЦИАЛИСТОВ, в каждой области переведут по разному, а что будет потом? В учебники последний раз когда заглядывали? Дурдом! И Будет такая путаница, даже страшно представить! Принятие такого важного решения должно основываться на серьезных научных исследованиях. Не думаю что это имело место. Все вышевысказанное мое ИМХО, если кого обидел, то .
  AlexOm 31.01.2015 в 21:45:25   # 403095
kz Nurzh 30.01.2015 в 16:00:25 #402941
для перехода на латиницу нормальный срок, казахи до советской власти писали на латинице, все идет на круги своя
До советской власти они вообще не писали.
  bozon house 31.01.2015 в 22:03:00   # 403097
Цитата: КЕДЫ от 31.01.2015 16:55:50
kz bozon house 31.01.2015 в 11:04:49 #403058
ТУСУР это показатель чего-то?

Это пример обучения в ТУСУРе.
  Maax 31.01.2015 в 22:16:46   # 403099
AlexOm 31.01.2015 в 21:45:25 #403095
чтобы развеять ваши заблуждения рекоммендую навестить край восточного туркестана - СУАР, не знали что казахи писали арабскими буквами? а что касается степени охвата грамотностью то все страны снг включая россию на 99% состояли из малограмотных батраков да в и других частях света включая самые развитые страны мира
хватит страдать казахофобией
  Софруджу 31.01.2015 в 22:30:50   # 403100
Maax 31.01.2015 в 22:16:46 #403099
Правильно говорите. Население большинства стран было, в основном, неграмотное. Даже очень развитых. Тем более России, и уж тем более Казахстана. Так что не надо говорить о том, что писали арабской вязью или латиницей. Если пять человек писало, то это не значит писали.
  yuta 31.01.2015 в 22:45:47   # 403103
дело не в том на латинице или как там раньше писали, а в будущем(далеком будущем) , когда уже введут латиницу ,, казахское население обученное на латинице, и считающее что русский им не нужен , даже прочитать по русски не сможет. Русские уезжали и еще куча уедет , кто останется будет раговаривать по казахски и два народа просто отдалятся друг от друга, а этого ох как не хочется , но ... И еще сколько книг переведено на русский и сколько на казахский , а после перевода на латиницу , книг будет еще меньше ,а как говориться кто владеет информацией владеет миром, а тут , чтобы найти информацию придется постараться, так как я не думаю , что наше население на 90 % будет владеть английским
  Marvel 01.02.2015 в 11:45:38   # 403135
Узбеки не в восторге от латиницы
  N@VIGATOR 01.02.2015 в 12:49:33   # 403142
Quote:
дело не в том на латинице или как там раньше писали, а в будущем(далеком будущем) , когда уже введут латиницу ,, казахское население обученное на латинице, и считающее что русский им не нужен , даже прочитать по русски не сможет.

Следуя Вашей логике, русские изучающие сейчас казахский язык на кириллице, в далеком будущем, когда-нибудь заговорят на казахском!
Русский язык и литературу в казахских школах никто не отменяет. Не надо все валить в одну кучу! Для меня лично нет большой разницы кириллица или латиница будет применяется в казахском языке. Латиницу правильнее будет вводить согласовав основные принципы и правила. Чтобы я смог прочитать и турецкий и азербайджанский и другие тюркские языки. Ведь даже сейчас, несмотря на то что татарский, башкирский и чувашский язык на кириллице, одинаковые и даже похожие звуки обозначены разными буквами. В советское время сознательно перевели латиницу на кириллицу, чтобы не сблизились тюркские народы. Армянский и грузинский языки ведь не переводили на кириллицу. Иначе ведь не объяснишь логику объединения кабардин с балкарами, а карачаев с черкесами.
Скажу больше, если филологи и лингвисты тюркоязычных стран (в т.ч. и субъекты РФ) объединятся для создания единого алфавита на основе кириллицы, я буду только за.
  bozon house 01.02.2015 в 13:07:21   # 403143
N@VIGATOR 01.02.2015 в 12:49:33 #403142

Уважаемый, дело не в факте замены букв одного алфавита другими буквами, а в проблемах, которые возникнут при этом - все эти проблемы стоят денег, деньги эти утекут в "песок", а воз останется и ныне там...О сближении - наивно рассуждать о каком-то сближении, когда первоочередную роль играют геополитические факторы, яркий пример - арабский мир.
  N@VIGATOR 01.02.2015 в 13:25:12   # 403146
Цитата: bozon house от 01.02.2015 13:07:21
N@VIGATOR 01.02.2015 в 12:49:33 #403142

Уважаемый, дело не в факте замены букв одного алфавита другими буквами, а в проблемах, которые возникнут при этом - все эти проблемы стоят денег, деньги эти утекут в "песок", а воз останется и ныне там...О сближении - наивно рассуждать о каком-то сближении, когда первоочередную роль играют геополитические факторы, яркий пример - арабский мир.

Для той же России, тюркозычный элемент очень важен для страны в перспективе. Ассимилировать все народы РФ с русскими не получится, а покупать лояльность дотациями из центра как с Чечней не прокатит с Татарстаном и Башкортостаном. С арабским миром не совсем корректное сравнение, арабский язык для арабского мира как английский для Индии или русский для постсоветских стран.
  Maax 03.02.2015 в 23:33:16   # 403530
Софруджу
у вас определенно гуманитарный образ мышления, хромает последовательность в логике,
повторюсь письменнность была, правда охват ею был не более 2-5%, аналогичный охват грамотностью был в это же время и в других странах снг вкл россию но это не дает повода сказать что письменность в этих странах отсутствовала не так ли? так яснее?
  Рамзес 06.02.2015 в 22:03:32   # 404422
Ребят решусь поставить жирную точку в этом опусе,ну решили перейти на латиницу - они выше им видней.Только веру не ...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь