Мамбеты. Кого мы так называем?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Сентября 2008 в 09:50:05

– Слушай, объясни мне, пожалуйста, что такое “мамбетизм”? Я думала, что все “измы” знаю, а, оказывается, – нет. Слышала, как мужик в супермаркете возмущался: “Мамбетизм неискореним!” А таксист орал на “подрезающего” его водителя: “Мамбет!” Я так поняла, что это то же самое, что колхозник, или, как говорят у нас в Техасе, – redneck (красношеий). Но на Зеленом базаре один колхозник, торгующий овощами, обзывал мамбетом своего же коллегу-овощника. Значит, получается, что мамбет от мамбета отличается не по классовым признакам, а по каким-то другим? У нас рэднек – это тот, кто живет на ферме (колхозник, по-вашему). А у вас один колхозник обзывает другого мамбетом. Значит, он уверен, что сам не мамбет. Странно…

Я стала копаться в Интернете. Оказалось, что это очень больная тема, компромиссов тут нет, доходит до нецензурщины! Приводится несколько версий происхождения этого слова. От древнетюркского, означающего “коренное население”, до видоизмененного имени пророка.

В силу нашего восточного менталитета – не замечать за собой плохого, мы о мамбетизме вслух не говорим. И в газетах не пишем. Хотя для горожан, и в первую очередь, алматинцев, а если быть совсем точным, для алматинских казахов, мамбетская тема – предмет для кухонных излияний желчи.

С легкой руки американской соплеменницы, я попыталась раскрыть тему. Объективности ради призвала в соавторы разных людей. На разговор они соглашались с готовностью, но своих фамилий просили не называть.

Нурлан К., финансист:

– Тема мамбетизма очень актуальна в наше время. Однако довольно щепетильная и болезненная для любого казаха. Я бы не стал говорить, что мамбеты – это только выходцы из аулов. Знаю много мамбетов из городской среды. Понимаешь, мамбет – это диагноз. Мамбетизм – это когда для человека внешние проявления важнее сути. Бедные мамбеты носят одежду псевдоадидас, а богатые мамбеты выстраивают себе особняки, которые просто вызывают оторопь. Один такой перед воротами поставил каменных львов, перед крыльцом – бронзовых барсов, а на козырьке второго этажа – мраморных орлов. На пятиметровом заборе у него – кованый герб с инициалами хозяина, и счастлив. Потрясенные взгляды гостей он искренне принимает за восхищение, а иронические замечания расценивает как проявление зависти.

Этот бывший чиновник, а ныне бизнесмен, устроил в своем доме настоящую картинную галерею. Если так можно назвать большое помещение, увешанное картинами весьма специфическими. Конечно, о вкусах не спорят, но обнаженные фигуристые красотки, возлежащие на ярко-оранжевых леопардах трехметрового размера… О! Это впечатляет! А убивает наповал такой шедевр: он – в образе Наполеона, в парадном мундире и на коне, она – в тронном платье императрицы Екатерины II.

– То, о чем ты рассказываешь, в России, например, считается темой “новых русских”. Может, и твой пример – это из жизни “новых казахов”? Разбогатевшие малокультурные люди так распоряжаются своими материальными возможностями…

– Да, скорее всего. Наверное, это не очень удачный пример мамбетизма. Хотя быть “новым казахом” в анекдотическом понимании этого выражения – это тоже мамбетизм.

Мамбетизм простых людей – это агрессивное неприятие всего чужого и слепое почитание своего. Традиции и ритуалы порой навязываются именно с агрессией. Пару раз попадал в такие ситуации, когда подавался бесбармак, а к нему не подавались вилки. “Мы, казахи, бесбармак едим руками!” – со скрытым садизмом сообщалось растерянным городским казахам.

Или еще случай. Помню, проводилась конференция. В зале – представители разных национальностей. В президиуме – только казахи. Председатель президиума спокойно начинает читать свой доклад по-казахски. Доклад длинный. В какой-то момент из зала выкрикивают: “Мы не понимаем!” Председатель спокойно отвечает: “Вы живете в Казахстане – должны понимать”. И продолжает читать доклад. Эту реплику многие в зале посчитали обидной, стали вставать со своих мест и покидать зал. Видя такое дело, председатель перестроился и продолжил доклад на вполне сносном русском.

Вот такое агрессивное навязывание своих правил я и считаю мамбетизмом. Конечно, я за то, чтобы каждый казахстанец знал казахский язык, но при помощи хамства не заставишь его выучить.

Мамбетизм – это лицемерие, подмена настоящих народных традиций каким-то суррогатом. Вот, например, девушка-продавщица на базаре суетится вокруг пожилой апашки в лучших правилах восточного почитания старших и в то же время бессовестно ее обдуривает.

Мамбетство – когда издалека приезжают к вам в гости и поселяются на неопределенное время, не считаясь ни с вашими планами, ни с вашими возможностями. Зачастую такие “родственники” по большому счету и вовсе не родственники. Про таких еще говорят: “Простота хуже воровства”. Так вот, со всей широкой степной простотой такие люди считают, что от тебя не убудет, если они поживут пару-тройку месяцев, а может быть, и пару-тройку лет. В ауле-то жизни никакой нет…

Конечно, кто-то скажет, что вещизм, лицемерие, хамство свойственно и нам, алматинцам. И, наверное, я с ним соглашусь. В каждом из нас живет свой “мамбет”. Но я стараюсь выдавить из себя мамбета. По капле.

Анвар С., бизнесмен:

– Знаешь, почему в казахском обществе возникла такая проблема, как мамбетизм? Потому что казахи – уникальная нация. Фактически за одно поколение мы сменили три формации: феодально-родовой строй, коммунизм, капитализм. Люди старшего поколения еще помнят, как кочевали со своими родителями, а их дети – уже владельцы заводов, газет, пароходов… Или же, наоборот, наемные работники, гнущие спину на эксплуататоров. В результате такого скачка многие понятия трансформировались, спрессовались и приняли причудливые, а порой и уродливые формы.

Сознание еще не избавилось от патриархального образа мыслей, а ситуация требует современного мышления. Кто-то перестроился, кто-то не успел. И раздвоилась казахская нация. Прибавь к этому нашу национальную беду, трагедию – незнание городскими казахами родного языка. Вот эта трещина между двумя социумами одной нации и превратилась в пропасть. Прогрессивные казахи называют патриархальных мамбетами, а патриархальные прогрессивных – манкуртами. Мамбет, мамба, мамбик – значит отсталый. Манкурт – значит не желающий знать своих корней. Это из Чингиза Айтматова. У него в романе зомбировали людей, превращали в рабов и называли манкуртами.

– А себя ты относишь к мамбетам или к манкуртам?

– Я – манкурт, к сожалению.

– Сожалеешь, что не мамбет?

– Что ты?! (смеется и стучит по дереву).

– Ну а можно не быть мамбетом и не превращаться в манкурта?

– Конечно. Есть такие, кто прекрасно знает родной казахский язык и так же хорошо русский и английский. В меру придерживается лучших традиций и своего народа, и общемировых…

– Но, вероятно, таких людей не много, судя по тому, что ты считаешь проблему, о которой мы говорим, довольно острой?

– Увы… Об этом много уже говорилось и писалось. Когда я учился в школе, в почти миллионной тогда столице Алма-Ате была всего лишь пара казахских школ. Среда у алма-атинских детей-казахов была русскоязычная. И даже наши казахскоязычные родители старались говорить по-русски, чтобы совершенствовать главный в то время язык, без знания которого невозможно было выбиться в люди.

Ерлан, студент:

– Я мамбетов вижу за километр. В те места, куда ходят мамбеты, я не хожу.

– А что, существуют такие места?

– Конечно. Город ведь поделен, алматинская молодежь прекрасно знает, какие кафе и дискотеки мамбетские, какие – нет. Ты когда-нибудь проходила вечером мимо общежития женского института, где учатся аульные девчонки? Нет? Тогда пройди для интереса, посмотри. Только аульные парни ждут своих девчонок. Городских среди них близко нет. Девушки выходят, и мамбетские парочки отправляются гулять. У них – своя среда. У нас – своя. Мы никогда их не впустим в свою компанию, а они – нас в свою среду, потому что мы не умеем сидеть на корточках и плеваться сквозь зубы.

– Получается, что у девушки из аула нет шансов выйти замуж за городского парня?

– Почти нет. Если разве только за старика. Или за мужика в возрасте, который позарится на молодую. А за парня-ровесника вряд ли. Представляешь, как на него будут смотреть его знакомые, друзья! Он женился на мамбе! У него что, крыша отъехала? А как можно жить, стесняясь перед всеми своей жены? Я и под дулом пистолета не женюсь на мамбетке!

– А разве не может быть девушка из аула симпатичной и неглупой?

– Не знаю, я к ним не присматривался. Если вижу, что мамбетка, сразу теряю интерес.

Канат Д., строитель:

– Два года назад я приехал в город из аула, но мамбетом себя не считаю. Хотя я живу в вагончике, шабашу на разных стройках, но стараюсь быть человеком. Содержу родителей, младших сестренок, учусь у кровельщика, чтобы хоть какую-то профессию получить. Вот я работал недавно на одного хозяина. У него крутой коттедж. Сам он себя считает культурным, а когда наступил расчет за работу, заплатил всего половину суммы. Нагло заявил: “Больше нету!” И выгнал нас. Он не мамбет, да? Он воспитанный городской интеллигент. Мы полгода на него пахали. За эти полгода у него самого, у жены и у сына были дни рождения. И на все праздники звал по сто человек гостей и устраивал мощные салюты. Это что, не мамбетизм – самому себе салют делать? В нашей бригаде никто материться не умеет, как его жена. Это тоже не мамбетизм, да? Тогда что такое мамбетизм – бедность, аульное происхождение и плохое образование. А жадность, грубость и подлость не считаются грехами, если человек городской и богатый?

Аскар М., преподаватель вуза:

– Я считаю, что проявление мамбетства – издавать книжки о своем роде, преувеличивать в них значение в истории собственных предков, приукрашивать события, наделять своих родственников несуществующими героическими качествами, талантами, расписывать подвиги, которых не было.

Мамбетизмом считаю чванство, бахвальство, нескромность. Один чиновник дарит дочке куклу в платье, расшитом бриллиантами, – вот это мамбетизм. Другой собирает важных гостей на свадьбе сына и поет им подхалимские дифирамбы, приписывая качества, которых и в помине нет. Каждому гостю дает такую оценку, будто тот является ключевой фигурой в истории государства. Гипертрофия собственной значимости и значимости своего окружения и преуменьшение значения других, не близких тебе людей – еще одна черта мамбета.

Сауле К., домохозяйка:

- Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки…

***

Давно укатила в свои Штаты любопытная американка с казахскими корнями, обозначившая тему, которую, наверное, невозможно раскрыть, разъяснить до конца и поставить точку. Потому, что у каждого свое понятие.И свое приятие или неприятие ее как таковой. Не выносить сор из своей избы – хорошее правило. Но куда его тогда девать в своей избе? Прятать и хранить, что ли?

Алия МАМБЕТОВА
"МК в Казахстане
28.1.2004
Комментарии, по рейтингу, по дате
  город Верный 06.01.2010 в 17:44:05   # 31461
мамбеты - пластилин для фашизма. дайте идею - и вперед. кто может - валите со страны пока есть возможность, потом не выпустят. а кто не может - крепитесь, будьте тяжко.
"За державу обидно"
  Гость 13.01.2010 в 23:51:24   # 32076
Описание мамбета:1.Один из атрибутов мамбета это одежда с надписью "DG" 'Armani" "GF" ,красные ботинки,всякая блестящая "мишура"(не всегда) 2.Плюётся как верблюд 3.Походка как будто вчера "слез с коня" 3.Мат в общ.местах.....и т.д
  Hartman 06.02.2010 в 22:02:29   # 34120
Вот? из за одного такого мамбета, мне пришлось свалить из моего любимого 4имкента,что-бы не сесть в тюрьму.Подрезал его немножко.Надеюсь он долго мучился преж9е чем подох.
  МАМБЕТ 06.02.2010 в 22:36:16   # 34121
мамбеты это вобщем моральные УРОДЫ
  Гость 07.02.2010 в 00:18:14   # 34127
Среди говно все вы поэты,среди поэтов все вы говно.Прежде чем про кого то говорить на себя посмотри с стороны.
  Гость 14.02.2010 в 22:38:54   # 34802
Сауле К., домохозяйка:- Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками,

C каких пор здороваться двумя руками мамбетизм?
Вот шлюха кокаиновая, не думает что говорит.
  Гостьvitali 10.03.2010 в 00:46:47   # 37023
имел глупость поехать в гости из россии в узбекистан на машине через чимкент.на выезде из города стоит самый конченый в снг пост казахских мусоров.меня остановил мусор на посту и более дикой картины я в жизни не видел.когда голодный таможенник мусор и ещё какие то уроды бесцеремонно лезли в машину с криком подари тащили всё что видели.такое только по телеку про голодную африку показывают.до какой степени казахи не уважают себя и что про них подумают.до этой поездки в казахстан я думал что только на украине менты так себя ведут...но я ошибся.в городе туркестан на въезде стоит бусик и куча гаишников останавливает все машины подрят и отправляет водителей к этому бусику а там сидит толстый жирный казахский с короткими загребущими ручонками и в коробку сваливает ваши тенге.мерзко всё после посещения южного казахстана.назад я уже поехал через восток .там хоть всего 5баксами на таможне отделался в честь какогото казахского декабрьского праздника.не ту страну назвали гондурасом.
  мико 20.03.2010 в 12:02:41   # 38075
западло говорить на родном языке ? тогда п*здyй с Казахстана. коротко и ясно
  Настоящий мамбет 20.03.2010 в 12:27:39   # 38077
Эй шешен ко т а к бас! Ты что туфту гонишь!
  Настоящий мамбет 20.03.2010 в 12:29:04   # 38078
У шешенски!Это я этому малу Гостьvitali
  Гостьморо 10.04.2010 в 16:53:00   # 40094
мамбеты-не обрусевшие казахи
быдло-на старорусском и украинском скотина
  мамбепин 21.04.2010 в 06:53:20   # 41281
дыээ пиди гыныман нахааай
  Гость 25.04.2010 в 16:09:17   # 41803
Спасибо Hartman Одним меньше!!!!
GJ
  РУся 27.04.2010 в 01:42:24   # 42027
СУКА!!! НЕНАВИЖУ МАМБЕТОВ!!!! НЕНАВИЖУ!!! СДОХНИТЕ, ВСЕ КТО С АУЛОВ!!!
  Аналитик 27.04.2010 в 12:43:52   # 42067
Они не виноваты,что такие получились.Впитали в себя все отрицательное города типа гламур пафос итд,нашли оболочку а начинка то осталась сельского жителя,поэтому они нелепо выглядят,хотят быть похожими на городских.вкуса нет.есть только не много бабла с продажи баранов. Надо быть более лояльнее к таким людям .А если вые.б.ы.в.а.ю.т.с.я. тупо п.и.з.д.и.т.ь
  Гость 09.06.2010 в 11:58:38   # 46495
заебали уже мамбеты, некультурные, невоспитаные, мнят из себя невесть что
гороб весь в башах их - блевать тянет, это кстати что, свойство национального слоя? или что? это както с физиологией связано? ни минуты чтоб не башануть... уж не говорю о том, что мамбету в голову не придет мусор в мусорку блять кинуть... и многое многое другое.... короче, это пиздец, товарищи, и пиздец этот во всех областях жизни казахстанца
  Гость 09.06.2010 в 12:01:24   # 46496
мамбеты - пидарасы и все этим сказано... не желаешь быть цивилизованым - сиди у себя в ауле, плюйся и сри под себя самого же
  Гость 09.06.2010 в 12:44:22   # 46498
Мамбет - это настоящее казахское имя. С арабского "Свободный", синоним слова "казах". И кто придумал эти сказки.
  Гость 09.06.2010 в 19:02:29   # 46554
м.а.м.б.е.т -это пловина Шымкента !! печально ..
  Cl1fF 14.06.2010 в 23:49:29   # 47428
первое..меня возмущают высказывания псевдо алматинцев на счет Шымкентского населения... не все тут такие какими Вы уважаемые нас видите.. во вторых... да сайгаков хватает.. но зачем им уподобляться?!?!?! зачем делить людей?? бля все ведь люди... все одним воздухом дышим... казахи русские зимбабвийцы...да везде есть говеные люди...важно какой ты сам..
Quote:
[kz] Гость 09.02.2009 в 22:52:38 #9487
а мне Чимкент все равно нравится.. без дураков, город потеряет какой то "колорит".. ну не представляется мне этот город, с поголовно порядочными людьми, культурными водителями, и вежливыми соседями по столу в ресторане.. "люди Х" как я их называю, должны существовать в природе.. разговаривать с ними в принципе можно.. только правда когда у тебя "ствол" в кармане..))

какие все герои в инете... так с высока рассуждают... люди икс... сам себя ты за кого держишь?
"разговаривать с ними в принципе можно.. только правда когда у тебя "ствол" в кармане.." - вообще непонятная реплика... сдается уважаемый Гость о чимкенте знает только по наслышке... вывод очевиден... а на счет разговаривать... у меня кент учится в англии и причем не папа его туда толкнул а сам парнишка пробился... еще другой... высокой морали человек... учится..работает.. никогда не то что матерного, обидного слова не скажет... что вы все знаете о чимкенте? ничего... а водители такие злые потому что мудаков на дорогах много
  Cl1fF 15.06.2010 в 00:06:23   # 47429
и не мамбетизм а обезьяничество это называется... косить под запад..)) ну скажите что я не прав)))
  Mark 21.07.2010 в 23:03:20   # 52031
Шымкенсы вы все козлы! и не умеете водить машину мамбичи !!! идите на хуй обратно в Чимкент
  Гость 21.07.2010 в 23:48:14   # 52033
так обратно в Шымкент или на х.у.й??? На х.у.й. можно пойти и в Астане или Алмате...зачем для этого нужно ехать в Шымкент*?
Я 5 лет за рулем в Шымкенте и ни чего страшного....быдла хватает, но оно везде есть, а наших аульных ездунов гаишники за одну ночь десятками на штрафстоянку пичкает так потихоньку и отсеятся! И как показывает нам местное ТВ чем выше у сопливого водителя сидит родитель тем безобразнее он или чаще она ведет себя на дороге... ВСЁ ЭТО З.А.Е.Б.Л.О ЛЮДИ УМНЕЙТЕ ЖЕ СКОРЕЕ!!!!!!!!!!!!!! 21 ВЕК НА ДВОРЕ ШЫМКЕНТЦЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  Гость 17.08.2010 в 18:31:52   # 55954
вы пиздец все!!!
  Сагым 20.09.2010 в 18:10:36   # 62704
Статья о мамбетах перешла к национализму.
Я не понимаю, почему слово мамбет должно затрагивать сердца казахов? Ведь казахи и русских, и киргизов, и узбеков, и корейцев, которые подходят к роли мамбет так и называют.
Мамбет - это необразованный, некультурный человек со старыми понятками. Да, все мы в какой-то мере такие. Но мамбеты это показывают окружению, потому что у них нет совести. Есть, кончено хамы, морально отсталые люди, но это не входит к понятию мамбет. Потому что местные люди называют мамбетами только диких, которые всю свою дурость в полной мере и преувеличивая окружающим. А остальных *плохих* людей называют по другому.
Что качается национализма...
Да, люди, у нас сроду такие тупые отношения между родственниками, между бедными и богатыми.
У каждой нации есть свои хорошие и плохие особенности. Как и у нас.
Вот например: наши родственники, если ты разбогател приезжают к тебе домой, просят деньги, подлизываются, живут месяцами годами... и при это даже не говорят спасибо. Но, по сравнению с другими нациями мы хоть как-то (будь то хорошо или плохо) относимся к своим родственникам.
Конечно, это единичный пример, и все зависит от человека. Но, по моему это лучше, чем отдать свою старую мать в дом престарелых и оставить родственников помирать. (хотя я сама все это ненавижу)
Так вот, что я хочу сказать. Когда-то давным-давно придумали умные казахи особенности нашей нации, традиции и понятки. В благо народу. Но кто-то понял, кто-то нет. И по сей день тупые люди превращают ценные вещи в говно. Это похоже на религии. Бог один, а религий много. Так как каждый человек по стечению обстоятельств и по мере своего восприятия воспринимает свои убеждения за действительность.
Поэтому в том, что большинство нашего народа-мавры. Виноваты люди с тех самых древних пор. ( ВЫ почитайте казахскую литературу, и поймете о чем я)
  Сагым 20.09.2010 в 18:15:04   # 62706
Извинясь что вмешиваюсь... Но вы не учли и другую сторону слова дурак! дурак это род из племени Найман...Средний жуз... И очень жаль что мы об этом забыли....
дуракы и др. племена во время присоединения Казахстана к России перекочевали на територию Китая....

Я сама оттуда, и являюсь тем о ком вы говорите.
И вы ошибаетесь. Можете съездить и посмотреть как там. Потом делайте выводы на фактах.
  Гость 20.09.2010 в 19:22:45   # 62712
админ слово м.а.м.б.е.т. оставь как есть. ну что за замена дурак
  Гость 01.10.2010 в 01:52:06   # 65210
эти гниды чуть не убили меня,хотя я сам казах-теперь всех пидаров колхозных мамбозов буду отстреливать
  Гость 01.10.2010 в 02:12:50   # 65212
мамбет - м.а.м.б.е.т
  Эль Койот 01.10.2010 в 02:21:22   # 65214
обоснуюсь так сказать на собственных наблюдениях, м.а.м.б.е.т. это по русски колхарь-неотёсанный человек с дурными манерами. По этому это больше применимо к казахам, чем к русским, русские своих м.а.м.б.е.т.о.в. называют колхарями. Но суть одна. Интересно другое, нормальных людей с районов, м.а.м.б.е.т.а.м.и.-колхарями делает город, кто то об этом выше к стати писал, в своей родной среде, в аулах, посёлках это очень хорошие, гостеприимные, добрые люди. Город разлагает их, в основном конечно молодых. Но проведя какое то время в городе, около 1го-2ух лет, они становятся городскими, сливаются с общей массой и уже в свою очередь от всей души поливают грязью только что влившихся в городскую среду бывших односельчан. А всё потому, что ошибочно, каким то непонятным явлением, село вдруг стало как бы чем то второго сорта и люди от туда соответственно тоже. А ведь село нас кормит, всему виной пропаганда и образование, работа с населением, которой фактически нет, ну не учат больше одинаково уважать директоров, селян, заводчан. Проводят линию между людьми, называя это всё заумными словами вроде социального положения, классовой принадлежности. А ведь все мы прежде всего люди и завтрашний директор, сдохнет с голода и от холода, засадив свой дорогущий джип, в какой нибудь арык, на охоте, если не поможет добрый селянин. Городских надо гонять на картошку, как раньше, там и будет происходить культурный обмен и притирание друг к другу.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь