В Казахстане все больше абитуриентов уходит в частные университеты

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
koleso 25 Июля 2016 в 12:49:09
Государственные вузы стремительно теряют долю на рынке.


Рост доходов в сфере высшего образования замедляется третий год подряд. В первые два посткризисных года (2011-2012) текущие доходы высших учебных заведений Казахстана увеличивались довольно существенно, на 33-58 млрд тенге в год, или на 20-29%,
сообщает Finprom.kz.

Однако в 2013 году уровень прироста резко уменьшился до 13 млрд тенге, или 5% по сравнению с объемом 2012 года. В 2014-2015 года прирост доходов немного ускорился, но не значительно. По итогам 2015 года общий объем текущих доходов в секторе составил 311 млрд тенге, что всего на 20 млрд тенге больше уровня 2014 года (+7%).

Тем не менее, казахстанские вузы демонстрируют резкое увеличение эффективности в использовании полученных доходов - по итогам 2015 года чистая прибыль (до налогообложения) высших учебных заведений Казахстана выросла в 3 раза по сравнению с результатом 2014 года, с 8 млрд тенге до 20 млрд тенге.

Наибольший приток выручки в системе высшего образования приходится на государственные учебные заведения - порядка 60-75% всех текущих доходов в секторе. Однако, способность госвузов генерировать доходы с каждым годом падает (на протяжении последних 3 лет). Особенно резко эта тенденция обозначилась в минувшем году, когда текущие доходы университетов и академий, находящихся в госсобственности, за год практически не изменились (+2 млрд тенге).

На этом фоне долю рынка у государственных вузов довольно стремительно отвоевывают частные учебные заведения. В среднем в течение посткризисного периода прирост суммы доходов в частном секторе не превышал 6 млрд тенге - но в 2015 году доходы негосударственных университетов, академий и институтов увеличились сразу на 19 млрд тенге, до 102 млрд тенге. Доля частного сектора на рынке выросла до 33 с 29% годом ранее.

Кроме того, частные высшие учебные заведения более эффективно управляют своими расходами, что отражается на итоговом финансовом результате. За период с 2009 по 2015 годы, только в 2013 году государственные вузы смогли опередить частные по уровню чистой прибыли. Во все остальные годы прибыль частных учреждений превышала чистый результат государственных на 3-5 млрд тенге.

В 2015 году можно отметить хорошую работу над оптимизацией затрат в обоих сегментах сферы высшего образования: госвузы за 2015 год получили прибыль в размере 8 млрд тенге, или в 6 раз больше, чем годом ранее; частные учебные заведения по итогам года удвоили прибыль, с 6 млрд тенге до 12 млрд тенге.

Более высокая способность частного сектора зарабатывать определена основным источником получения доходов - это средства розничных клиентов, в то время как государственные учебные заведения в основом финансируются за счет бюджетных средств.

Порядка 60-70% текущих доходов государственных вузов имеют нерыночную природу - это трансферты из республиканского бюджета, плюс небольшая часть из местных бюджетов. В частном секторе картина диаметрально противоположная - всего 14-32% текущей выручки частных вузов формируются из трансфертов республиканского бюджета (включая гранты) и местных бюджетных средств.

По итогам 2015 года доходы республиканского бюджета, без учета грантов, в структуре доходов всех государственных вузов составили 105 млрд тенге, или 51%. Гранты, также выделяемые из республиканского бюджета, - дополнительно 13%. В течение последних 3 лет в госсекторе отмечается массированное увеличение трансфертов из бюджета (+35 млрд тенге), при одновременном сокращении выделения сумм непосредственно по грантам (-24 млрд тенге).

Приток доходов частных вузов от основной деятельности от розничных и корпоративных клиентов (плата за обучение) с 2009 по 2012 годы показывал довольно существенное ежегодное увеличение.

С 2012 года объем доходов стал стабильным на уровне 55-57 млрд тенге в год. Однако в прошлом году частные учреждения стали очень активно бороться с госвузами за грантовые средства. Сумма по грантам, отданным на обучение в частном секторе, выросла в 4 раза: с 6 млрд тенге до 23 млрд тенге. В итоге доля грантов выделяемых из республиканского бюджета, в структуре доходов негосударственных вузов составила 23%.

Изменение структуры доходов частных университетов и академий объясняется их более активной позицией в наборе и выпуске специалистов на рынок труда Казахстана. До 2000-х годов частные вузы существенно проигрывали государственным в количестве выпуска. Ситуация стала меняться в 2003-2004 годах, когда выпуск частными учреждениями начал сравниваться с уровнем государственных, но перегнать все еще не мог.

Эта борьба продолжалась до 2011-2012 годов, и уже в следующем учебном году выпуск частных университетов впервые превысил выпуск специалистов в государственных вузах. Этот тренд продолжается до сих пор.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Софруджу 25.07.2016 в 13:35:08   # 534113
Ну, что тут сказать? Основных причин успехов частных вузов - две!. Первая демпинговые цены. Частные вузы устанавливают оплату в 2-3 раза ниже самых дешёвых государственных и в 10-15 раз ниже дорогих вузов. Если хоть чуть-чуть подумать, то ясно, что за такую сумму учить студентов невозможно. А они, частные вузы, и не собираются. Поэтому и ставят такие цены. Как бы ни были слабы наши государственные вузы, но по сравнению с любым частным, это Оксфорд, Гарвард и МГУ.
Другая сторона - это менталитет людей. Далеко не каждый считает, что ему нужно образование. Огромное число людей считает, что нужен только диплом. Вот и идут в частный вуз фактически покупать диплом с рассрочкой в 4 года.
  Все мы гости 25.07.2016 в 14:55:17   # 534169
Мне одному показалось, но в статье только цифры с падением и приростом дохода? Т.е. хоть государственный, хоть частный, главное у них это тупо заработать бабла, об уровне знаний нет и речи и скорей всего он на последнем месте.
  Софруджу 25.07.2016 в 19:31:35   # 534283
Цитата: Все мы гости от 25.07.2016 14:55:17
Мне одному показалось, но в статье только цифры с падением и приростом дохода? Т.е. хоть государственный, хоть частный, главное у них это тупо заработать бабла, об уровне знаний нет и речи и скорей всего он на последнем месте.

Сейчас пришёл министр образования, который раньше продавал сырки Фудмастер и как раз открыл какую-то жуткую частную шарашку в Алма-Ате. Так понятно, что он будет продвигать и что его интересует!
  Софруджу 25.07.2016 в 19:48:04   # 534287
Только сейчас обратил внимание, что новость прошла в разделе "экономика". И то верно. Раньше учили, а теперь оказывают образовательные услуги. Раньше лечили, а теперь оказывают медицинские услуги.
  Ал 25.07.2016 в 22:20:19   # 534303
Quote:
Все программы обучения в государственных и частных вузах проходят аккредитацию в соответствующих общественных аккредитационных советах (программы магистратуры и докторантуры — каждая специальность отдельно).

Существуют также колледжи и университеты, не прошедшие аккредитацию, например:
Так называемые Мельницы дипломов, где дипломы просто продают всем желающим
Некоторые Библейские колледжи и другие религиозные организации, программы которых не являются академическими, а используются для обучения священнослужителей определенных направлений. (Однако во многих религиозных организациях обязательной является аккредитованная степень бакалавра)
Институты маргинальных научных направлений
Образовательные учреждения, не соответствующие стандартам высшего образования по темам, количеству часов или квалификации преподавателей (например вечерние школы для взрослых).
Во многих штатах использование неаккредитированного диплома для получения работы квалифицируется как подлог, однако любая организация может называться колледжем, институтом или университетом и выдавать «диплом» любого образца по любым правилам, например просто за деньги, что часто используется с мошенническими целями.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_образования_США

Кое в чем у США пример взяли...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь