Рынок ждёт роста цен на ГСМ
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
koleso 09 Марта 2017 в 15:06:39
С 20 марта по 1 мая Шымкентский НПЗ будет остановлен на плановый ремонт. Отметим, что проводится он в этом году в более ранние сроки, так как необходимо, во-первых, уложиться в график модернизации (в 2017-м первый этап реконструкции должен быть полностью завершен), а во-вторых, исключить дополнительную остановку завода в дальнейшем. Итогом, по информации директора департамента контроля проектов ТОО “ПКОП” Бахыта Ерегенова, должны стать увеличение объемов производства высокооктановых марок топлива и пилотный выпуск бензина, соответствующего требованиям экологического класса К-4. Но что ждет рынок, если учесть, что остановка одного из крупнейших НПЗ придется аккурат на преддверие весенних полевых работ?

На казахстанских нефтебазах сегодня хранится 210 тыс. тонн бензина марки АИ-92, из которых 71 тыс. тонн приходится на зависимые от поставок с Шымкентского НПЗ регионы, а также 254 тыс. тонн дизельного топлива (82 тыс. тонн соответственно). При этом традиционно к началу марта нефтебазы подходили с несколько большим объемом ГСМ - порядка 300-330 тыс. тонн. Как видим, запасы ГСМ, аккумулированные в южных регионах республики, не позволят обеспечить насыщение горючим рынков Алматы, Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей в период остановки Шымкентского НПЗ на ремонт. Существующих у компании запасов нефтепродуктов, по словам заместителя гендиректора ТОО “СиноОйл” Адлета САКАЕВА, недостаточно для обеспечения бесперебойной деятельности сети в южных регионах Казахстана. А потому казахстанские нефтебазы пытаются пополнить запасы поставками с Павлодарского и Атырауского НПЗ. Также дополнительной мерой стабилизации ситуации послужат импортные поставки ГСМ из России, но подобная мера повлияет на стоимость топлива из-за разницы в цене.

Названные факторы, скорее всего, повлекут в южных регионах республики рост цен на самую ходовую марку топлива - АИ-92, а также на востребованный весной дизель уже к концу марта. Причина проста - железнодорожная доставка по маршрутам Павлодар - Алматы и Атырау - Алматы обходится дороже, нежели перевозка ГСМ из соседнего Шымкента. Так, доставка тонны горючего из Шымкента в Алматы стоит примерно 7500 тенге, из Павлодара - уже 13 000 тенге, из Атырау - 18 500 тенге. Таким образом, разница составит 5,4 тенге, 9,6 и 14 тенге на один литр бензина соответственно.

Стоит отметить, что ряд экспертов в СМИ ранее уже предрекали рост розничных цен на 4-6 тенге за литр к апрелю этого года. При этом минимальное увеличение цен в ожидаемых условиях теоретически смогут обеспечить только крупные сети АЗС - например, “КазМунайГаз”, “Гелиос” и Sinooil. Локальные игроки - сети автозаправочных станций - будут вынуждены повысить розничные цены ровно настолько, насколько подорожала доставка горючего. Путем несложных расчетов становится ясно, что рост может составить 4,2-8,6 тенге за литр бензина.

Но не стоит ожидать падения цен после возвращения в строй Шымкентского НПЗ. С 1 июня по 7 июля будет проводиться плановая остановка на ремонт Павлодарского завода, и рынку придется формировать запасы в условиях сезонного увеличения спроса на горюче-смазочные материалы. К тому же с 1 апреля по 30 октября в Казахстане традиционно возрастает ставка акциза на оптовую реализацию дизельного топлива - с 540 до 9300 тенге за тонну, что прибавляет 7-8 тенге к стоимости каждого литра горючего.
Какая-то стабилизация ситуации, по прогнозам экспертов, возможна ближе к осени. К этому времени отечественные НПЗ начнут работать в прежнем режиме, спрос на горючее пойдет на убыль, а из России станут возможны крупные поставки топлива.

Причем вряд ли стоит ожидать снижения цен и после модернизации казахстанских НПЗ, на которую сегодня многие возлагают большие надежды. Да, возможно, это позволит насытить рынок отечественным горючим, но низкие цены привели бы к тому, что топливо потекло в соседние страны и прежде всего в Россию, где цена на ГСМ сегодня и без того выше, чем в Казахстане. Это, к слову, отмечал в одном из своих выступлений и министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ.

Конечно, правительство, по его словам, может снова вмешаться и зарегулировать рынок ГСМ в республике. Однако здесь нельзя забывать и об интеграции казахстанской экономики с мировой экономикой и стран ЕАЭС. В условиях свободного экономического пространства и открытых границ стоимость отечественного горючего рано или поздно подтянется к российским топливным ценам. Сработает фундаментальный принцип рынка: бизнес не может продавать дешево здесь, если можно торговать дороже там (с учетом, конечно, корректировок на транспортные расходы и налоговую нагрузку). Ну а пока ситуация на нашем рынке складывается не лучшим образом: Казахстан рискует остаться без импортных поставок ГСМ из России в связи с их коммерческой непривлекательностью.

Сергей САДЫКОВ, Алматы
http://www.time.kz/articles/zloba/2017/03/08/rinok-zhdet-rosta-cen-na-gsm
Комментарии, по рейтингу, по дате
  ss720 09.03.2017 в 16:10:11   # 587197
этим придуркам походу нравится в улей палкой шевелить
  Temka 09.03.2017 в 16:11:12   # 587198
ну как всегда...если других факторов повысить тариф нет, то поставим на плановый ремонт...заебали уже...обратно то цена не опустится...
  DuMoH 09.03.2017 в 17:53:38   # 587254
Quote:
Но не стоит ожидать падения цен после возвращения в строй Шымкентского НПЗ. С 1 июня по 7 июля будет проводиться плановая остановка на ремонт Павлодарского завода, и рынку придется формировать запасы в условиях сезонного увеличения спроса на горюче-смазочные материалы. К тому же с 1 апреля по 30 октября в Казахстане традиционно возрастает ставка акциза на оптовую реализацию дизельного топлива - с 540 до 9300 тенге за тонну, что прибавляет 7-8 тенге к стоимости каждого литра горючего.


  Yerla 09.03.2017 в 17:59:09   # 587258
Цитата: ss720 от 09.03.2017 10:10:11
этим придуркам походу нравится в улей палкой шевелить

да какой в ж*пу улей .. где ты пчел у нас в стране увидел ? .. ну если ток мухи .. мух много .. тут пример подойдет: палкой говно расшевелить, мухи взлятят .. пожужат и потом снова к говну липнут
  старик 09.03.2017 в 19:17:36   # 587286
"Но частных торговцев мы заставим не повышать цены на свои товары". Это я за Акима сказал. Надо же народ успокоить.
  андремас 09.03.2017 в 19:43:14   # 587293
А идите вы нах, товарищ аким.
Это я за торговцев сказал
  андремас 09.03.2017 в 20:02:39   # 587298
Запасы 30 млрд б. 2012.
Добыча возьмём 80 млн тн, год
80х7=560 млн.. Лет на 50.
Хотим нарастить до 100 млн/г, значит на 40.
  Денис222 09.03.2017 в 21:10:59   # 587320
Цитата: Yerla от 09.03.2017 11:59:09
Цитата: ss720 от 09.03.2017 10:10:11
этим придуркам походу нравится в улей палкой шевелить

да какой в ж*пу улей .. где ты пчел у нас в стране увидел ? .. ну если ток мухи .. мух много .. тут пример подойдет: палкой говно расшевелить, мухи взлятят .. пожужат и потом снова к говну липнут



  Kotstantin 09.03.2017 в 22:57:36   # 587358
Этот НПЗ может уже закрыть пора , что он вечно на ремонт встаёт сволочь
  Витал 09.03.2017 в 23:14:30   # 587362
Цитата: Kotstantin от 09.03.2017 16:57:36
Этот НПЗ может уже закрыть пора , что он вечно на ремонт встаёт сволочь
а как потом пилить бюджет
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь