Заложники метро

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 24 Мая 2017 в 14:31:43
Алматинский метрополитен втянут в новый скандал из-за тендера на электропоезда

В ноябре 2015 года Коммунальное государственное предприятие (КГП) «Метрополитен» акимата Алматы объявило тендер на покупку четырёх новых электропоездов.

Закупка делалась с расчётом на появление до 2020 года ещё двух станций метрополитена, так как имеющиеся семь составов фирмы Hyundai с учётом растущего пассажиропотока уже не будут выдерживать требуемый график движения.

К тому же изготовление одного электропоезда занимает длительное время – до двух лет.

- Составы нам нужны, сейчас мы строим две станции метро - из-за нехватки средств они будут сданы в 2020 году. Дальше рассчитываем еще на две станции – «Калкаман» и «Западный автовокзал», из местного бюджета мы выделили 1,9 миллиарда, будем разрабатывать на них проектно-сметную документацию. В следующем году ПСД будет готово, и мы параллельно начнем строительство этих двух станций. Сейчас пассажиропоток в метро 45-50 тысяч человек в день. Когда мы завершим первую линию, пассажиропоток будет 120-130 тысяч пассажиров, - сообщил в январе этого года в интервью Vlast.kz начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут ИСАХОВ.

Один электропоезд КГП «Метрополитен» оценило в 3,4 миллиарда тенге. То есть общая сумму конкурса превысила 13,6 миллиарда тенге. Потому конкурс оказался весьма лакомым пирогом.

Сложности выбора


С самого начала тендер не заладился. И хотя заявки подали семь потенциальных поставщиков, в том числе акционерное общество «HYUNDAI ROTEM», конкурсная комиссия все заявки отклонила как не соответствующие требованиям: к каждому из участников был солидный пакет замечаний.

Лишь с третьей попытки к конкурсу было допущено четыре потенциальных поставщика, из которых победителем признали ТОО «AUTO LINORISS».







Оно согласилось поставить электропоезда по цене 2,68 миллиарда тенге за каждый, то есть предложило цену на 21 процент ниже, чем рассчитывало потратить КГП «Метрополитен». Предложение оказалось интереснее даже с учётом того, что «HYUNDAI ROTEM» уже имело опыт поставки составов.

В общей сложности экономия для бюджета за весь объем поставки из четырёх составов составила бы порядка 2,8 миллиарда тенге. Одна только тендерная гарантия, которую предоставило АО «Bank RBK», потянула более чем на 3,2 миллиарда тенге.

Первый электропоезд, согласно договору о государственных закупках №566 от 9 декабря 2015 года, должен был быть поставлен через 24 месяца после заключения договора, то есть уже к концу 2017 года.

Заказ на его изготовление ТОО «AUTO LINORISS» разместило у известной китайской компании CRRC SIFANG CO. Ltd, которая занимается производством не только вагонов для метро, но и скоростных составов для железных дорог.

Проблема интеграции

Однако уже к середине 2016 года у поставщиков и метрополитена начали возникать разногласия.

Сначала возникли сложности с переводом технической документации с китайского языка. Из-за этого появилось отставание от графика. Затем метрополитен запросил гигиенические и прочие сертификаты на внутренние элементы составов. Их китайская сторона пообещала предоставить только после сдачи первого электропоезда вместе с полным пакетом документации.

Такое обстоятельство тоже начало раздражать заказчика.

Но главным камнем преткновения стала автоматизированная система управления движения поездов (АСУД), которая у новых электропоездов должна быть полностью интегрирована с уже существующей в алматинской подземке. Её устанавливала фирма «HYUNDAI ROTEM».

Так как ТОО «AUTO LINORISS» не смогло предоставить гарантии того, что АСУД на её продукции будет интегрирована, КГП «Метрополитен» подало в январе 2017 года иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы с требованием признать «AUTO LINORISS» недобросовестным участником государственных закупок и расторгнуть договор о государственных закупках №566 от 09.12.2015 года.

- В 2015 году мы провели тендер на поставку составов, выиграла его казахстанская компания вкупе с китайской компанией, они сделали большой дисконт, вагоны должны поставить в 2019 году. Теперь, когда прошел практически год, они ставят нас перед фактом, что составы не адаптируются, не синхронизируются с нашей существующей системой Hyundai, - так прокомментировал ситуацию в интервью Vlast.kz Максут Исахов.

Иск в суде первой инстанции КГП выиграло. 1 февраля 2017 года суд признал «AUTO LINORISS» недобросовестным участником государственных закупок, договор на поставку электропоездов был расторгнут.



Не смогли юристы ТОО «AUTO LINORISS» оспорить это решение и в апелляционной коллегии Алматинского городского суда.

Сделка, совершенная вследствие заблуждения

Пока КГП «Метрополитен» праздновало победу и планировало вновь объявить конкурс на поставку электропоездов, ТОО «AUTO LINORISS» в апреле подало новый иск. Оно попросило признать недействительным договор о государственных закупках №566 от 9 декабря 2015 года, так как «на момент заключения договора ответчик располагал всеми сведениями о том, что применение электроподвижного состава других производителей, кроме южнокорейской компании «HYUNDAI ROTEM», невозможно из-за уникальности системы АСУД».

Однако, по словам юристов ТОО «AUTO LINORISS», не поставив об этом в известность, КГП проводит тендер. Свои доводы они подтвердили заключением Учреждения «Независимая экспертиза» от 8 октября 2014 года №104/443, смысл которого сводится к тому, что применение электроподвижного состава других производителей, кроме южнокорейской компании «HYUNDAI ROTEM», невозможно, так как «система АСУД является уникальной, ее технологическое и конструкторское решение является собственностью указанной компании».

Доводы юристов о том, что во время заключения договора КГП «Метрополитен» ввел в заблуждение поставщика, не предоставив ему имеющуюся информацию о невозможности произвести интеграцию системы АСУД с любыми другими поездами, кроме поездов производства «HYUNDAI ROTEM», суд счёл состоятельными.

В результате исковое заявление было удовлетворено частично.

19 мая суд признал «недействительными пункты 17.1 и 17.2 приложения №2 к договору о государственных закупках №566 от 09 декабря 2015 года, заключенный между КГП на ПХВ акимата г. Алматы «Метрополитен» и ТОО «AUTO LINORISS».



Бессмысленный конкурс завёл в тупик

Решение пока не вступило в законную силу и наверняка будет обжаловано в городском суде. Однако ситуация получилась более чем странной.
Ведь проведение конкурса на закупку электропоездов для Алматинского метрополитена изначально было бессмысленной затеей.
Потому что с самого начала была допущена стратегическая ошибка – ни одна компания в мире не сможет поставить составы с АСУД, которую можно интегрировать в уже установленную систему «HYUNDAI ROTEM».

Фактически Алматинский метрополитен сам себя сделал заложником ситуации, не предусмотрев возможности внедрения иных систем управления движения поездов. Теперь КГП «Метрополитен» будет вынуждено покупать только электропоезда «HYUNDAI ROTEM». Корейская компания может назначать на них любую цену и алматинские власти вынуждены будут с ней согласиться. А учитывая грандиозные планы по строительству новых станций и даже веток, можно смело сказать, что «HYUNDAI ROTEM» заработает на нас ещё не один десяток миллиардов тенге.

И так будет всегда, пока существует Алматинский метрополитен. Спрыгнуть с этой иглы будет невозможно.

Но и из сложившейся ситуации с ТОО «AUTO LINORISS» и китайской компанией CRRC SIFANG CO. Ltd, похоже, выйти у руководства КГП «Метпрополитен» без скандала не получится.

http://www.ratel.kz/scandal/zalozhniki_metro
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Алматынец 24.05.2017 в 15:04:37   # 605958
Зачем разводить зоопарк и запускать поезда разных производителей? Если с самого начала был Хундай, то пусть бы он и оставался. Здесь ответ простой: когда покупался самый первый поезд, Хундай осчастливила кого надо и вуаля, мы навсегда связаны с их поездами.
  ncux 24.05.2017 в 15:30:44   # 605970
как обычно все через одно место...
  TEMIPXAH 24.05.2017 в 15:41:15   # 605973
Quote:
Фактически Алматинский метрополитен сам себя сделал заложником ситуации, не предусмотрев возможности внедрения иных систем управления движения поездов.


Это говорит о том, что кто-то спецом закрыл на это глаза или тупо даже не удосужился их открыть при чтении тех документации.

А вообще-то можно решить проблему, если Хуйндай разработает в своей системе модуль взаимодействия с иными системами. Но это не в их интересах в текущей ситуации...

  Пермяк 24.05.2017 в 23:36:13   # 606082
Блииин вот проблему нашли то!
За один год и по стоимости одного вагона берусь разработать АСУД к которой можно будет подключать различные системы управления, в том числе и «HYUNDAI ROTEM»
  SeaHawk 25.05.2017 в 14:56:20   # 606259
ваще лол. в тендерах вообще нельзя указывать конкретную фирму производитель, а так же и совместимость и прочее. на то и конкурс. так что метрополитен скорее всего этого не сделал, раз тендер пропустили. выводы напрашиваются сами
  bozon house 25.05.2017 в 15:02:25   # 606261
Цитата: Пермяк от 24.05.2017 23:36:13
Блииин вот проблему нашли то!
За один год и по стоимости одного вагона берусь разработать АСУД к которой можно будет подключать различные системы управления, в том числе и «HYUNDAI ROTEM»
А сертификат у вас есть? Умельцев много - возможностей мало.
  Пермяк 25.05.2017 в 16:53:56   # 606298
Цитата: bozon house от 25.05.2017 15:02:25
Цитата: Пермяк от 24.05.2017 23:36:13
Блииин вот проблему нашли то!
За один год и по стоимости одного вагона берусь разработать АСУД к которой можно будет подключать различные системы управления, в том числе и «HYUNDAI ROTEM»
А сертификат у вас есть? Умельцев много - возможностей мало.

Будут денЮшки и сертификаты найдуЦО
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь