Криз на руку телекоммуникационной отрасли Казахстана

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 17 Ноября 2008 в 14:03:13
Мировой финансовый кризис может положительно сказаться на инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли Казахстана

История мировых экономических кризисов показывает, что его результатом будет переток капиталов из менее эффективных в более эффективные сферы. Это приводит к изменению структуры экономики, появлению новых лидеров, технологическому совершенствованию предприятий. В связи с этим инвесторам важно правильно определить сферы, в которые можно сегодня вкладывать свои капиталы с наименьшим риском.

Опрос, проведенный компанией Merrill Lynch в октябре текущего года, показал, что из-за возросших опасений относительно показателей прибыли и наступления рецессии инвесторы стремительно покидают сектор промышленных товаров и услуг. За месяц число участников опроса, не желающих инвестировать в данный сектор, выросло до 49% (по сравнению с 8% в сентябре). Изменение в предпочтениях инвесторов за прошедший месяц говорит о том, что они переключают свое внимание на остающиеся области потенциального роста, которые менее подвержены воздействию кредитного кризиса.

Одним из таких островков стабильности остается телекоммуникационная отрасль. Она остается одной из самых динамично развивающихся в мире. Объем информации, передаваемой через телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые два-три года. Темпы роста инвестиций в телекоммуникационную отрасль в западных странах превышают темпы роста инвестиций в перерабатывающие и добывающие отрасли. По прогнозам Ассоциации телекоммуникационной индустрии (TIA), мировой телекоммуникационный рынок в ближайшие годы будет расти на 8–10% ежегодно, что значительно выше темпов развития экономики в целом – по прогнозу Международного валютного фонда, в следующем году рост мирового ВВП не превысит 2,2%. Мировые тенденции находят отражение и на казахстанском рынке.

Новые магистрали

На протяжении последних лет телеком оставался наиболее быстро развивающейся сферой экономики Казахстана. Индекс физического объема в отрасли в последние годы составлял 130–135%, в три-четыре раза выше, чем рост ВВП.

Главным фактором роста доходов телекоммуникационной сферы Казахстана в последние пять лет была не цена, а количество и качество предоставляемых услуг. Индекс цен на услуги связи, оказанные юридическим лицам за 2003–2007 годы, составил 96,6%, населению – 102,8%. Таким образом, фактический рост доходов отрасли происходил не за счет ценового пузыря, как, например, в строительстве или нефтяном секторе, а был вполне материален. Именно это позволяет нам сегодня говорить о том, что кризис вряд ли окажет серьезное влияние на отрасль.

Нельзя сказать, что кризис совершенно не сказался на компаниях, работающих в данном сегменте. На начало 2008 года стоимость акций АО «Казахтелеком» составляла 36,1 тыс. тенге. До сентября она упала до 31 тыс. тенге и в течение месяца колебалась вокруг этого уровня. Но за первую неделю октября, в период наибольшей биржевой нестабильности в мире, наблюдался резкий спад стоимости – до 25 тыс. тенге, или почти на 20%. Но это значительно ниже, чем у ведущих зарубежных телекоммуникационных компаний – так, с начала 2008 года стоимость акций компании Nokia AB упала на 51,4%, в том числе за сентябрь на 24,5%, акций Motorolla Inc (US) – на 55,5 и 24,2%, Telecom Italia – на 50,5 и 5,1%, Deutsche Telecom – на 28,3 и 4,4% соответственно.

Кроме того, падение спроса сказалось на темпах развития отрасли. Так, доходность сферы продаж мобильных телефонов в Казахстане уже сократилась почти в два раза. По данным «Евросети» и iKS-Consulting Казахстан, кроме спада кривой продаж отмечается и снижение средней стоимости покупаемого телефона. До финансового кризиса самой популярной ценовой категорией была категория от 130 долларов до 199. Сейчас этот показатель значительно снизился и составляет до 69 долларов.

Но при этом рост капитализации отрасли в целом продолжается, игроки не останавливают реализацию инвестпроектов. Компания «Голден Телеком», входящая в группу «ВымпелКом», в сентябре текущего года ввела в эксплуатацию магистральную линию связи на участке Самара – Уральск, соединившую Россию и Казахстан. Строительство и запуск в эксплуатацию новой линии связи будет способствовать расширению магистральной сети «Казахтелекома» и ускорению процесса интеграции Казахстана в международный рынок телекоммуникационных услуг. Кроме того, как сообщается в пресс-релизе «ВымпелКома», технически построенная магистральная сеть «Голден Телеком» до Казахстана позволит значительно улучшить качество предоставляемых услуг связи между странами, эффективно использовать сетевые ресурсы на базе технологий DWDM, GigabitEthernet и MPLS. И таких проектов множество, особенно у ведущего оператора связи Казахстана – АО «Казахтелеком». В частности, проект «Развитие магистральной сети IP/MPLS», реализованный им в нынешнем году, позволил существенно расширить пропускные способности внутриреспубликанских каналов передачи данных. Необходимость подобного расширения обусловлена возрастающими потребностями пользователей услуг широкополосного доступа в Интернет в междугороднем и международном обмене трафиком, внедрением новых сервисов на основе протокола IP, а также расширением сетей NGN (Next Generation Network – сети следующего поколения). «Казахтелеком» уже внедрил в Петропавловске NGN и ведет подготовительные работы по запуску в эксплуатацию сетей NGN в Усть-Каменогорске, Шымкенте. Приобретается оборудование для построения сетей NGN в Актобе, Атырау, Кокшетау. В общей сложности в реализацию проекта построения сети NGN в Петропавловске «Казахтелеком» планирует инвестировать до конца 2009 года около 1,2 млрд тенге собственных средств. Ведутся работы по подготовке перехода казахстанских операторов сотовой связи на технологии 3G (см. «Частотный импульс», «Эксперт Казахстан», № 34 от 1 сентября 2008 года).

В пользу инвестиционной привлекательности телекоммуникационной сферы экономики Казахстана свидетельствует и динамика кредитования отрасли банков второго уровня. Даже в условиях кризиса, когда прирост объемов кредитов по экономике практически отсутствовал, операторы связи продолжали привлекать кредитные ресурсы. Но при этом, в отличие от других отраслей, не наблюдается роста просроченной задолженности.

Приведенные данные по рынку телекоммуникаций Казахстана показывают, что отрасль в условиях кризиса развивается довольно устойчиво, вовремя рассчитывается по большинству полученных кредитов и сохраняет свою инвестиционную привлекательность. Эти тенденции, скорее всего, сохранятся и в ближайшей перспективе.

Переход количества в качество

Несмотря на довольно высокие темпы развития отрасли телекоммуникаций, обеспечение населения Казахстана средствами связи пока что значительно отстает от уровня развитых стран. Так, по количеству телефонных аппаратов на 100 человек (17,8 телефонных аппаратов в 2007 году) Казахстан в четыре раза отстает от уровня Дании, Норвегии, Швейцарии, США, Германии, где уровень телефонной плотности составляет от 60 до 70 телефонных аппаратов на 100 жителей. Отстаем мы и от соседей по СНГ: тут данный показатель равен в среднем 21,4. Количество пользователей Интернета в Казахстане составило в 2007−м лишь 2,7 человека на 100 жителей. В то же время средний показатель по миру – 19,6, в США – 66, в ЕС – 56,6, в России –18 абонентов. А вот по сотовой связи Казахстан превысил средние по миру показатели – проникновение составляет 81% против 49% в среднем по миру. Однако в развитых странах этот показатель превышает 100%. Все это свидетельствует о сохраняющемся довольно высоком потенциале роста отрасли. Этот рост должен сопровождаться повышением конкурентоспособности нашего телекома. Причем расти разные сегменты рынка будут неравномерно.

Особенности территориального и экономического развития страны вынуждают операторов рынка связи переходить от количественного роста к качественным параметрам развития. Казахстан – страна с низкой плотностью населения (5,7 человека на 1 кв. км территории). Населенные пункты размещены преимущественно по периметру, в то время как центр практически безлюден. Кроме того, в Казахстане имеется 588 населенных пунктов с численностью менее 50 человек. Все это создает трудности в создании единой системы связи между регионами, увеличивает затраты на ее создание и делает малопривлекательным развитие фиксированной связи, особенно в сельской местности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что территориально Казахстан не обладает достаточными возможностями расширения клиентской базы фиксированной связи.

Рост конкуренции на рынке связи приведет к интеграции фиксированной и мобильной систем связи. С одной стороны, это общемировая тенденция. С другой – для Казахстана это, скорее всего, является мерой решения проблем коммуникации на огромной малонаселенной территории. Результатом будет реализация принципа «один человек – один номер». При этом операторы связи должны довольно четко определиться с набором приоритетных услуг, которые они будут развивать на казахстанском рынке. Когда абонентская база уже не может существенно увеличиваться, а только перераспределяется между операторами связи, каждый из операторов должен определить для себя защитные меры в борьбе за привлечение и удержание абонентов. В перспективе стоит ожидать изменений в наборе услуг, активного развития VAS-сервисов, которые уже стали основным фактором роста доходов крупнейших GSM-операторов в Казахстане (KCell, Aktiv, Beeline). По оценке «iKS-Консалтинг», в 2007 году объем казахстанского рынка дополнительных услуг превысил 180 млн долларов (рост на 58% по сравнению с 2006−м), на них приходится 16% доходов операторов. При этом все казахстанские GSM-операторы для передачи данных активно используют EDGE. Наибольшая доля в доходах от предоставления услуг мобильного контента приходится на услуги кастомизации (загрузка мелодий, картинок и логотипов). Все большей популярностью пользуются услуги знакомства и общения. Перечень новых услуг постоянно увеличивается.

Основными услугами, которые сегодня активно развиваются в мире, являются:

· услуги Triple Play (SIP-телефония и IPTV);

· услуги связи на базе коммуникаторов;

· услуги на базе оборудования «домашний шлюз»;

· услуги FMC.

При внедрении подобных услуг оператор связи повышает лояльность абонентов за счет привязки к устанавливаемым технологическим системам.

Снижая издержки

Главное внимание операторов будет направлено на сокращение затрат. Это уже стало мировой тенденцией, поскольку у операторов в последние несколько лет наблюдается сокращение доходов и численности абонентской базы, вызванное конкуренцией, оттоком абонентов, стабилизацией показателя ARPU.

В этих условиях сокращение затрат становится для каждой отдельной компании практически единственным способом сохранить прибыль на уровне прошлых лет. Для этого операторы существенно меняют свои структуры, централизуют и автоматизируют процессы, проводят сокращение персонала, внедряют оборудование с минимальным энергопотреблением, отказываются от эксплуатации зданий в пользу оборудования контейнерного исполнения и пр.

Следующим шагом, который стал набирать популярность в последние два года, становится передача обслуживания сетей связи на аутсорсинг, причем в качестве аутсорсинговой компании выступают производители оборудования, активно развивающие направление деятельности по управлению сетями операторов связи. Чтобы избежать сокращений персонала, осуществляется его перевод в компанию, принимающую сеть на обслуживание. Им обеспечивается сохранение заработной платы в течение некоторого периода (обычно год), после чего условия пересматриваются, исходя из соответствия квалификации сотрудника требованиям новой компании-работодателя.

Объем услуг можно удвоить

Таким образом, текущий финансовый кризис, охвативший всю мировую экономику, пока мало затронул телекоммуникационную сферу. При этом высокие темпы развития, низкая спекулятивная составляющая стоимости оказываемых услуг, хорошая возвратность полученных кредитов даже в условиях кризиса сохраняют доверие инвесторов. В пользу инвестиционной привлекательности отрасли свидетельствует и высокая доходность отрасли. Средняя рентабельность за 2002–2007 годы составила 37%. Каждый тенге инвестиций в отрасль обеспечивает 0,73 тенге дохода, что свидетельствует об их очень высокой окупаемости.

По мере насыщения рынка нарастает спрос на перечень оказываемых услуг. Потребителю уже недостаточно обеспечения функции связи. Увеличивается спрос на информационные, игровые, коммерческие и другие услуги. В настоящее время наиболее распространенными из них являются: услуги по предоставлению ресурсов Интернета, вещание телевизионных и радиопрограмм, предоставление справочной информации, а также ряда дополнительных услуг (сетевая реклама, защита информации и т.д.). К числу перспективных необходимо отнести услуги по обслуживанию электронной коммерции и электронного банкинга.

При этом потенциал роста телекоммуникационной отрасли Казахстана еще далеко не исчерпан. Если исходить из доли телекоммуникационного сектора в развитых странах (5–8% от ВВП), то Казахстан может еще как минимум удвоить объемы услуг в данной сфере (2,5% от ВВП в 2007−м). Для этого требуется наращивать объем услуг в сфере телекоммуникаций, особенно в части предоставления новых дополнительных услуг.

Анвар Дебердеев, автор «Эксперт Казахстан»
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 15.10.2010 в 01:34:41   # 68420

Horoshaya stat'ya!
  Zhazira 15.10.2010 в 01:35:47   # 68421

Prigodilas dlya napisaniya moego idividualnogo proekta! Spasibo rebyata!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь