Россия и Казахстан должны стать как США и Канада
Кирилл Танаев

Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву сегодня исполнилось 67 лет. Владимир Путин тепло поздравил коллегу, отметив его вклад в российско-казахстанское стратегическое партнерство. А телеканалу "Вести" удалось взять у Нурсултана Назарбаева интервью, в котором он рассказал о перспективах масштабных политических и экономических реформ в стране и отношениях с Россией.

- Здравствуйте, Нурсултан Абишевич. Принятые изменения в Конституцию Казахстана, которые существенно расширили роль политических партий и представительных органов власти в политической системе страны при сохранении сильного института президентской власти, назначение на 18 августа внеочередных выборов в Меджлис (парламент республики Казахстан), означают, что политическая реформа, над которой велась работа все последние годы, началась. Это первые шаги, а что дальше? Какие следующие шаги политической реформы?

[img align=left]load_theme/files/m_187293nazarbaev.jpg[/img]- То, что наш парламент внес изменения в нашу Конституцию в сторону либерализации всей политики и общественной жизни, это известно. И я благодарен российским политологам и экспертам, которые давали оценку и проанализировали эти реформы. В целом высказано было мнение и зарубежными, и нашими экспертами, что мы идем по пути демократизации, по которому идет, в общем-то, просвещенный мир. Очень серьезные были внесены изменения.
Первое касается повышения роли парламента, который будет непосредственно участвовать в формировании правительства и назначении премьер-министра, и берет от президента многие вопросы назначения в части Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета, Конституционного Совета и так далее, и так далее.
А второй вопрос – это вопрос повышения роли политических партий. Мы работаем по принципу "сначала экономика, потом – политика". Если прогнозировать, то широкая демократия приживается там, где примерно 4-5 тысяч долларов ВВП на душу населения. То есть имеется категория зажиточных людей, и жизнь улучшается, люди верят в будущее, в систему, в политику. Тогда демократия приживается. У всех, кто пытался насадить демократию в нищем обществе, ничего из этого не получилось. Мы сделали очень серьезный шаг в сторону развития нашей экономики, фактически капиталистический способ производства построен, значит, и он требует либерализации политики. Так что здесь все увязано, все продумано системно, и все делается шаг за шагом.
Третий вопрос: мы раньше 10 человек избирали по партийным спискам, а теперь весь парламент будет выбираться по партийным спискам. Кстати, в России то же так это будет делаться, так что роль политических партий поднимается совершенно на другой уровень. Дальше – это местное самоуправление. Местная представительная власть теперь имеет возможность напрямую влиять на назначение местных акимов, по-вашему - губернаторов. Вот это три ключевые вопроса. И четвертый – это проблемы судебной системы. Во все внесены очень серьезные замечания.
Вообще-то программа намечалась в два этапа - до 8-го года, потом до 11-го года. Но поскольку все созрели - три года обсуждали этот вопрос, во всех регионах согласие было получено, все политические силы пришли к консенсусу - мы решили ускорить и внести эти замечания. И чтобы эти конституционные изменения работали, сам парламент внес предложение сделать новые выборы, потому что старый парламент не мог пользоваться прерогативами, которые дает Конституция. То есть еще закончился этот этап наших политических реформ. Надо избрать сейчас парламент, новый Меджлис, чтобы он приобрел законом данные свои полномочия, начал работать и действовать. Поэтому о другом каком-то шаге мы сейчас не думаем. При этом мы сохранили сильное президентское правление, которое является гарантом общественного спокойствия, стабильности в нашем государстве. Президент является арбитром между различными ветвями власти, чтобы они работали в рамках Конституции и законов нашей страны.

- Уважаемый Нурсултан Абишевич, в прошлом году в Казахстане был принят целый ряд очень серьезных решений, которые были направлены на повышение эффективности управления государственной собственностью, а также интенсификацию экономических процессов. Речь идет об административной реформе, о создании холдинга «Самрук», фонда «Казана», о создании в проекте социально-предпринимательских корпораций и ряде других решений. Все эти решения - в рамках реализации программы вхождения Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных экономик мира, и здесь достижения в этой работе общеизвестны. А какие вы видите основные сложности, основные проблемы на этом пути?

- Мы все вышли из советской плановой экономики, хорошо знаем ту систему и за нее цепляемся. Хотя сама жизнь и экономика ушли намного вперед. Корень ответа на ваш вопрос заключается в том, чтобы меньше государства стало в экономике. Вот. Досконально контролировать и заниматься абсолютно всем - это не дело правительства и не дело государства. Государство - плохой менеджер, государство завалило экономику огромного Советского Союза. Государство сделало так, что экономика Советского Союза - и мы все вместе с ней - отстала на 40-50 лет. Поэтому суть реформы, которую мы делаем, в том, чтобы стало государства меньше в экономике. Вот «Самрук» объединяет все национальные компании - нефтегазовые, электрические, коммуникации телефонные, транспортные - в одно. А то вся эта мелкота не может решать большие вопросы. Какие вопросы? Мы ставим задачу привлечения инвестиций и привлечения технологии. А никто нас не ждет там, чтобы нам дать технологию. Вот компания «Самрук», которая объединила все государственные национальные компании, стала большой и может уже оперировать своими активами. Она может выходить на обмен акциями крупных мировых компаний, и через нахождение акционеров в тех западных компаниях тащить их технологи и науку. Вот в чем дело. Это первое. И второе – улучшить корпоративное управление, то есть сделать его прозрачным. Хватит жить, когда никто ничего не знает, что там делается, куда от газа деньги поступают, куда от нефти деньги идут, куда – от железных дорог. Вот это все надо кончать. То есть нужна прозрачность корпоративного управления. Все денежные потоки известны. Куда идет товар - известно. И так далее. Поэтому председателем Совета директоров «Самрук» является англичанин. Опытнейший бизнесмен, который знает, что к чему. А казна – это объединение всех институтов развития. Мы за эти годы создали - и у вас сейчас после нас начали создаваться - Банк развития, Фонд развития, Инвестиционный фонд, Фонд инновации. И мы их все капитализировали за счет бюджета. Теперь в казне мы собрали все эти институты и финансы государства в один карман, чтобы отсюда теперь финансировать индустриальную программу страны. Мы развернули индустриальную программу на базе создания 30-ти корпоративных лидеров, которые потащат всю экономику, их надо создавать. И мы говорим: мы создаем исключительные условия иностранным компаниям, прямому бизнесу, если они участвуют в выполнении нашей программы. И государство выставляет свои деньги. Этим занимается казна. То есть, как видите, «Самрук» - как параллельное правительство, однако работающее как частная компания.
Отсюда само собой идет административная реформа. Дублирование центра на местах: здравоохранение в центре держат, а области свое держат. То же со службой спасения, ветеринарной службой, полицией. То есть имеем министерства и имеем губернаторства. То есть полная неразбериха расходования государственных средств. Все это мы хотим привести в чувство. От этого сократится на 30% аппарат, и все деньги мы оставляем в распоряжение руководителя этого органа, который на эти деньги меньшим количеством за большую зарплату может привлечь настоящих профи, которые дело будут делать. Возьмите любой отдел любого производства, и у вас тоже, - 10 человек если сидит, то двое тащат всю работу, а остальные ходят туда сюда. Так ведь? Так этим двоим в три раза больше заплатить, а тех отпустить. В наших условиях каждому машину надо еще, и секретаршу надо. Сколько сокращений получается? То есть привести в нормальное состояние управление государством – сделать его компактным, малым, служащим народу. Но это все очень сложно. Вы говорите, какие сложности? Все вот это очень сложно делать, не так просто. И вот первая ласточка вчера, «Дженерал Электрик» пришел к нам. Производство тепловозов здесь открывает. Японский "Нисан" пришел с производством джипов. Ну, "КамАЗ" сейчас в Казахстане сборкой КамАЗов занимается. "Нокиа", финская компания, пришла, и в Информационный парк, который мы открыли под Алматой, пришли 25 крупнейших IT-компаний мира во главе с "Майкрософтом". Из них мы избрали 15. Они начали производить. Самое главное: каждый из них обязан по 200 наших программистов подготовить. Вот так работать: завлечь и привести. Старую экономику нашу выбросить и создать новую – это самое трудное. Это труднее, чем независимость, труднее, чем то, что мы делали до сих пор. И я доволен нашим правительством. Там, во всех наших министерствах - молодые люди, которые получили образование в лучших университетах мира, разговаривающие с западными компаниями на их языке. Они создают программу, они все делают для того, чтобы Казахстан был вровень с теми, с кем мы собираемся работать. Я думаю, что будущий путь России тоже такой же должен быть.

- А вот вы отметили большие сложности на этом пути, серьезные, особенно касающиеся людей. Людей сложнее всего перестроить. Как вы считаете, когда эти изменения начнут давать первые серьезные результаты, которые можно будет признать удовлетворительными?

- За последние три года, осуществляя программы, мы ввели в строй 615 предприятий. По всему Казахстану сегодня осуществляется 22 инновационных проекта на 12 миллиардов долларов. Наши национальные компании, наши банки экспортируют 18 миллиардов долларов за пределы страны, и в том числе 8 миллиардов в прошлом году в Россию вложили. Только в Москву казахстанские инвестиции составляют более, по-моему, 6 или 7 миллиардов долларов. Западная Европа уже Казахстан инвестирует. Я их всех пригласил и предложил 30 этих компаний. А они мне предложили 100 проектов на 56 миллиардов долларов. И все финансируются. То есть, я считаю, что мы в 9-10-ом году начнем открывать эти новые предприятия, разрезать ленточки, и они начнут отдавать. Сегодня партия «Нарутан» проводила съезд к следующим своим выборам в 12-ом году, и я думаю, мы сможем сказать, что казахстанская экономика состоит не из нефти и газа, металлов и руд, а примерно на 55% - из собственной индустрии. Вот цель.

- Нурсултан Абишевич, отношения между Казахстаном и Россией лучше всего характеризуются определением "стратегическое партнерство". Интенсивность ваших контактов с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным такова, что видно, насколько глубоки эти отношения между нашими странами, и что они постоянно развиваются. Какие вы видели бы основные направления в этом развитии? Только ли это экономические проекты интеграции или, возможно, какие-то иные? И какова, с вашей точки зрения, здесь могла бы быть роль регионов России и Казахстана?

- Опять же, поскольку мы вышли из советской шинели, личные контакты лидеров стран имеют огромное значение. Чего нет во всем просвещенном мире. То есть бизнес шарит по всему миру, находит себе место, находит приложение денег и работает. А у нас, когда люди видят, что президенты встречаются, - значит нормально, пойдем работать. Вот в этом смысле наши частые встречи сыграли огромную роль. Мы с Владимиром Владимировичем Путиным встречаемся 8-10 раз в год в различных случаях. На каких-то совещаниях и отдельных встречах. И благодаря этому за короткое время мы достигли товарооборота, я думаю, в этом году 14 или 15 миллиардов. Задача стоит - удвоить этот товарооборот. А в этом товарообороте 70% занимают регионы. Каждый год мы встречаемся и собираем регионы. В этом году в Новосибирске будет в октябре встреча. 15 регионов наших и 30 регионов России. И мы открываем им путь-дорогу, то есть убираем всякие тормоза на границе, создаем условия для того, чтобы работать. Поэтому я считаю, что политические отношения с Россией у нас не только партнерские, а союзнические. И в экономических отношениях у нас нерешенных проблем нет. Взаимных долгов у нас нет никаких. То есть наша задача - открыть границы и сделать, хотя бы начать, свободную торговлю между Россией и Казахстаном. Меня всегда спрашивают – каким вы видите будущее в отношениях Казахстана и России? Я хочу видеть их как между Соединенными Штатами и Канадой – у них каждый день, каждый день миллиард долларов торговли. 365 миллиардов торговли каждый год. Вот таким я хочу видеть: доверительным, торгующим. Люди, которые будут ездить спокойно друг к другу. Никого никто не будет "трясти", никого не будет обижать, никто не будет никого ущемлять. Вообще-то на экономическом форуме в Санкт-Петербурге я говорил об этом. Я предложил создать форум деловых людей в Астане. Создать форум банкиров и банк данных здесь, в Астане. Собрать и финансировать всех ученых, всех, кто в лабораториях создает что-то. Эти мои предложения остаются в силе. Пользуясь возможностью "Вестей", которые, я считаю, очень хорошо относятся ко мне лично - и я благодарен за это, я часто выступаю на вашем канале - я хочу передать всем россиянам мои самые добрые пожелания и мою искреннюю любовь.

- Спасибо большое, Нурсултан Абишевич, за ваши ответы.

http://www.vesti.ru

www.titus.kz
яндекс.ћетрика