Петля Нестерова – жизнь за Россию

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Драгослав 26 Сентября 2012 в 00:21:42
Российским ВВС исполнилось 100 лет. Внушительный срок. Наблюдая великолепное авиашоу в Жуковском, поймал себя на мысли: а знают ли современные жители нашей страны, кто такой Нестеров? Чьим именем называется важнейший элемент высшего пилотажа. Мертвая петля — петля Нестерова.

Между тем этот истинный герой достоин уважения и нашей памяти. Ведь он не только стал первопроходцем в небе России, но и отдал за Россию жизнь.

Петр Николаевич Нестеров стал летчиком в самом начале зарождения русской авиации. Он начал летать в 1912 году.

9 сентября 1913 года поручик Нестеров в Киеве впервые осуществил фигуру высшего пилотажа «Мертвая петля». Его самолет «Ньюпор» описал круг и вновь вернулся в горизонтальное положение.

(Для справки: в России своих самолетов в тот момент не было – были только английские или французские. Первый полет нашего «Ильи Муромца», который разработал позднее ставший знаменитым конструктор вертолетов Сикорский, совершил полет в декабре 1913 года)

Петр Николаевич все время стремился к чему-то новому в авиации. В мае 1914 года он совершил выдающийся перелет из Киева в пригород Петербурга Гатчину. Невероятное для того времени расстояние с невероятно долгим пилотированием: 1200 километров за 8 летных часов.

В том же мае 1914 года Нестерову удалось стать знаменитым. Справедливость восторжествовала. Дело в том, что в рукопожатной прессе того времени, как и сегодня, считали, что в России не может происходить ничего хорошего, а русские являются народом-неудачником. Поэтому широкой огласки «Петля Нестерова» и ее автор не получили. Зато когда на шесть дней позднее эту же фигуру пилотажа выполнил французский летчик Адольф Пегу, и иностранная и российская пресса отреагировали. Ну не русский же сделал достижение, а француз, а значит об этом и можно и нужно писать. Надо отдать должное Адольфу Пегу, когда он в мае 1914 года прибыл в Россию, чтобы демонстрировать «петлю», он признал первенство Нестерова. После чего наш летчик и стал знаменитым – демократическая пресса уже не могла не написать о нем.

Стремление к новаторству сыграет роковую роль в судьбе Петра Николаевича. После начала Первой мировой войны (01.08.1914) штабс-капитан Нестеров отправился на фронт против Австро-Венгрии. В то время самолеты не имели никакого вооружения, так как первоначально считалось, что главная задача авиации – вести разведку. Поэтому первые бои велись в воздухе с применением револьверов или карабинов – смотря, что брал летчик с собой в полет. Пулеметы появятся на аэропланах позднее.

Неудивительно, что попав на фронт Нестеров стал активно думать о возможностях уничтожения вражеских самолетов. Раз вооружения нет – значит сбивать врага надо тараном. Петр Николаевич начинает рассчитывать, как и куда ударить вражескую машину, чтобы ее сбить. При этом речь не шла о победе ценой гибели. Нестеров старался разработать порядок действий, при котором он сам не только бы не погиб, но и смог посадить свой самолет.

…Война длилась чуть более месяца. Над расположением русских войск постоянно летал австрийский самолет разведчик. 8 сентября 1914 года, приехавший генерал в грубой форме отчитал штабс-капитана Нестерова. «Летает и летает, а вы ничего не можете сделать!».

После чего Петр Николаевич немедленно сел в свой самолет и бросился вдогонку за австрийцем. А нагнав его пошел на таран.

От удара у самолета Нестерова отвалился мотор, самолет потерял управление и рухнул. Сам Нестеров выпал из самолета и погиб от удар о землю. Парашютов еще не было…

Австрийский аэроплан также рухнул на землю, а два человека, находившихся в нем, погибли.

Это был первый таран в истории авиации. За свой подвиг Петр Николаевич получил Георгиевский крест 4 степени. Это была его четвертая награда.

Нестерову было 27 лет. После него осталась вдова и двое детей.

Ирония судьбы: австрийский летчик барон Фридрих фон Розенталь, которого сбил Нестеров, был хозяином поместья, в расположении которого располагались русские летчики.

P.S. События, которые произошли с именем Нестерова после его смерти, также весьма показательны.

В 1946 году на карте России появился город Нестеров. Это областной центр Калиниградской области – бывший немецкий Эбенроде. К летчику Нестерову он отношения не имеет, так как назван в честь танкиста героя советского союза Нестерова Степана Кузьмича.

А в 1951 году город Жолква Львовской области был переименован в город Нестеров именно потому, что рядом с ним совершил подвиг и погиб Петр Николаевич Нестеров.

В 1991 году город Нестеров Львовской области переименован обратно в город Жолква…

http://nstarikov.ru
Комментарии, по рейтингу, по дате
  titus 26.09.2012 в 12:27:01   # 225403
Трагично...
  Sosed 26.09.2012 в 23:56:57   # 225537
Quote:
Первые полеты завораживают его. Наконец-то он в небе! Плывет внизу аэродром с посадочными знаками, с деревянными коробочками ангаров. Но пора делать первый разворот...

– Осторожно! Блинчиком! – кричит инструктор. – Не делайте крен, а то скользнете на крыло!

Но почему «блинчиком»? Ведь и птицы в воздухе при разворотах делают крен, и велосипедисты на треке тоже накреняются в сторону разворота, иначе центробежная сила выбросит велогонщика из седла.

Нестеров пытается сам попробовать «птичий разворот», но инструктор хватается за ручку, испуганно выравнивает старый «Фарман»:

– Вы что, грохнуться хотите?

В то время летчики панически боялись смелых эволюции и предпочитали разворачиваться без крена, лишь с помощью одного руля поворотов.

Он первый по "велосипедному" начал разворот!!. Это самый величайший поступок. на грани штопора и разворота.
  НурболатKZ 20.10.2012 в 01:17:39   # 229544
Хорошая статья!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь