Шымкент назвали самым древним городом Казахстана

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 19 Марта 2013 в 13:28:01
По мнению археолога Бауржана Байтанаева, возраст города как минимум 2200 лет.

Директор Института археологии имени А. Маргулана Бауржан Байтанаев настаивает на том, что возраст Шымкента не семьсот-восемьсот лет, как принято считать, а как минимум 2200 лет. Свои аргументы он изложил в только что изданном научном труде «История Шымкента», над которым работал на протяжении четверти века, пишет «Казахстанская правда».

В свое время ученый убедил местные власти выделить деньги на масштабные археологические исследования на древнем городище Чимкент, сохранившемся в самом центре города. Раскопки, длившиеся несколько сезонов, позволили добыть свидетельства более древней истории Шымкента. Например, археологи обнаружили керамический комплекс, соответствующий по своей структуре возрасту Афросиаба (Самарканда) — одного из древнейших городов мира, основанного приблизительно в VIII веке до нашей эры.

Долгие годы Байтанаев занимался систематизацией и описанием этой и других сенсационных находок. И в итоге совершенно ответственно заявил, что Шымкент — самый древний город на территории Казахстана.

По одной из гипотез казахстанского археолога, город Нуджикет, описанный китайцем Сюань Цзаном в его «Записках о западном крае» (629 год нашей эры), и есть древний Шымкент. Не случайно же одни из четырех ворот Испиджаба (Сайрама) назывались Нуджикетскими.

Как отмечает газета, тираж книги «История Шымкента» — всего 500 экземпляров. Практически все они будут распределены по библиотекам. Сам автор уже подумывает о том, чтобы выпустить вариант «Истории Шымкента», адаптированный для массового читателя.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  atheist 19.03.2013 в 13:30:22   # 259581
может не сам Шымкент, а Сайрам?
когда он был еще узбекским.
  Орыс 19.03.2013 в 13:45:06   # 259585
  eric_land 19.03.2013 в 13:45:22   # 259586
да хоть 10000 лет, проблемы остались все те же!
  Hunter 19.03.2013 в 15:05:03   # 259597
Сайрам, а тем более Шымкент никогда не были узбекскими...
  Hunter 19.03.2013 в 15:05:55   # 259598
в отличие от Ташкента... который когда то был казахским.
  Шакал 19.03.2013 в 15:22:04   # 259603
Hunte, ошибаешься. Когда-то почти вся ЮКО входила в состав Кокандского Ханства.
  kkafp 19.03.2013 в 15:54:02   # 259606
рассказ об Иканском бое султана Садыка из книги Смирнова "Султаны Кенисара и Садык".

Зимою, когда выпал снег, мулла Алимкул пришел (из
Коканда) в Ташкент с кокандским войском, где и услышал
подтверждение слуха о падении Чимкента. После некоторого
пребывания в Ташкенте он однажды опросил, в особых
аудиенциях, мнения всех военачальников о положении дел.
Все высказались, что зимою нельзя ничего предпринять, а
нужно вернуться в Коканд, чтобы выступить опять с начала
лета. Только султан Садык сказал: «Нехорошо отступать
перед русскими без битвы после стольких расходов на сборы
и привода такого большого войска. Если не идти на Чимкент,
то пойдем на Туркестан, где, по слухам, войска немного.
Мы возьмем его, а если и не удастся; то все-таки приобретем
добрую славу». Этот совет понравился мулле Алимкулу.
Расставив на дорогах караульщиков для предосторожности,
он в продолжение трех дней приготовлял войско к
выступлению, а на четвертый день двинулся по сары-агач-
ской дороге и в полдень следующего дня дошел до берегов.
  kkafp 19.03.2013 в 15:55:16   # 259607
р. Арыси. Султан Садык, выбрав из своих джигитов 800
чел., с разрешения муллы Ал им кула пошел вперед в сел.
Чилик, где взял в плен 60 чел. киргизов, стороживших
это селение, после чего стал ожидать Алимкула, который
и пришел с главным войском за час до заката солнца. В
ночь султан Садык снова выступил вперед со своими восемьюстами
джигитов и к утру дошел до Икана, где, схватив
иканекого аксакала Ибн Амина , снова остановился в ожидании
Алимкула.
Под Чиликом показались двенадцать джигитов киргизов,
бывших почтарями, под начальством Тумана из рода кып-
чак. Султан Садык послал на них своих людей. Одиннадцать
человек из почтарей были схвачены, а двенадцатый ускакал.
Подойдя к Икану, мулла Ал им кул расположился против
него с главным войском с чиликской стороны, Садык же
встал со своими джигитами с туркестанской стороны, выставив
пикеты на туркестанскую дорогу.
Пикеты Садыка дали знать, что они видят две приближающиеся
толпы каких-то людей. Дело было ночью. Султан
Садык сам выехал вперед и остановился около дороги
Оказалось, что это были русские казаки , курившие и
разговаривающие между собой. Садык дал знать мулле
Алимкулу и приготовил своих джигитов; в свою очередь и
Алимкул устроил свое войско и вывел его. Оказалось, что
перед ними находится сотня конных русских под начальством
есаула Серова. Увидя неприятеля, русские начали
стрелять из ружей и пушек, спешились и были окружены
со всех сторон; по ним тоже открыли стрельбу из ружей
и пушек. Перестрелка продолжалась и после восхода солнца.
В полдень русские казаки возвели вокруг себя ограду из
павших своих лошадей и продолжали отстреливаться. В
это время пикеты, выставленные к стороне Туркестана,
дали знать, что оттуда подходят приблизительно триста
солдат. Узнав об этом, мулла Алимкул растерялся. Он
спросил совета у своих военачальников: «Если мы не можем
уничтожить эти две сотни русских, то по присоединении
к ним еще трехсот солдат мы не имеем г.икакой возможности
разбить их. Что нам делать?» Никто из военачальников не
нашелся, что посоветовать. «Вы сами решите!»— говорили
они. Тогда султан Садык сказал мулле Алимкулу: «Вы с
главным войском нападайте на этих русских, а я со своими
людьми встречу подходящих солдат и не допущу их до
вас». Так и было сделано.
  kkafp 19.03.2013 в 15:55:42   # 259608
Султан Садык встретил подходивших солдат при Сасык-
Булаке, по дороге в Туркестан, и вступил с ними в перестрелку,
во время которой у него было убито шесть лошадей и
ранено десять джигитов. Пули солдат не допускали подходить
к ним близко по окружающей открытой местности. Отстреливаясь,
Садык начал отступать по дороге в Икан.
Так как, очевидно, нельзя было остановить наступление
русских, то султан Садык придумал следующую уловку:
он оставил солдат и со всеми джигитами пошел по направлению
к Туркестану. Это движение заставило русский отряд
подумать, что, вероятно, Садык пошел к Туркестану потому,
что находящиеся впереди русские казаки уже взяты
в плен. Действительно, русские повернули назад и пошли
вслед за ним к Туркестану. Султан Садык остановился
около Туркестана в саду мазара, называемого Али-ходжа-
ата; к закату солнца вернулись в город и русские солдаты.
Видя это, султан Садык поспешно возвратился в Икан,
куда прибыл к рассвету и узнал, что русские все еще не
разбиты, а продолжают отстреливаться. Тогда султан Садык
сказал Алимкулу: «Этих русских таким порядком разбить
нельзя, сколько бы вы ни нападали на них. Мой отец,
Кенесары хан, при нападении на таких, остановившихся
и засевших, русских обыкновенно атаковал их, защищаясь
от пуль толстым непроницаемым валом травы». Потом он
приказал войску нарезать камыша и нарвать полыни и
сделать большие связки. Эти связки (мантелеты) покатили
к русским, причем для каждой было назначено по ста
человек. Подкативши связки к русским возможно близко,
нападавшие выскочили из-за них и бросились; в это время
главное войско подскакало сзади; русские были разрознены,
частью убиты, а частью взяты в плен и увезены. Начальник
русских казаков есаул Серов пробился через кокандское
войско и с 30-ю казаками стал отступать к Туркестану. В
суматохе это прошло незаметным. Увидев отступавших
русских уже далеко, Садык догнал их на вороном аргамаке
и со словами: «Аман! Аман!» — поднял руку и остановился.
Русские опустили ружья и остановились. В это
время сзади аксакалы сарты, не знавшие о вступлении
султана Садыка в переговоры, насмерть закололи несколько
русских, бесстрашно стоявших перед ними. Тогда есаул
Серов приказал стрелять, и снова завязался бой. В это
время из г. Туркестана подходили на выручку триста солдат.
Завидя их появление на горизонте, султан Садык понял,
что после присоединения он нелегко справится с русскими.
Он собрал своих людей и напал на казаков. Снова завязался
ожесточенный бой. Сам Сады к был ранен в бедро; верховой
конь его, раненный пятью пулями, пал на месте. Заметив
падение с лошади Садыка, мулла Алимкул прискакал с
главным войском, убил пятнадцать казаков и выручил
султана Садыка. С пятнадцатью человеками, оставшимися
от двухсот казаков, есаул Серов соединился с подошедшими
на выручку солдатами и отступил в Туркестан.
С мусульманской стороны в этом деле пало 400 человек
и много было раненых. Мулла Алимкул вернулся в Икан,
откуда увез в Ташкент аксакала Ибн Амина и людей,
годных для службы
  kkafp 19.03.2013 в 15:59:19   # 259609
Кстати я не историк, но по моему в то время не было, ни узбеков, ни казахов. Так что Чимкент не был казахским, а Ташкент узбекским
  Erjan34 19.03.2013 в 16:31:45   # 259612
Вообще разобраться в этом вопросе проще простого. Если городу 2200 лет, значит он построен в 187 году д.н.э.
В это время на территории Казахстана жили усуни и кангюи. Кто-то из них и построил. Учитывая что усуни легли в этнооснову будущих киргиз, а также казахов, то и "претендовать" на него могут только казахи, ну и киргизы... если смогут
  atheist 19.03.2013 в 16:33:14   # 259613
Hunter 19.03.2013 в 15:05:03 #259597
вы или молоды, или не хотите интересоваться историей.

вот численный состав не так давнего времени
---
По данным переписи 1897 года в городе Чимкент было 11 194[8] жителей (6185 мужчин и 5009 женщин).
Распределение населения по родному языку в 1897 году:
сарты — 84,6 %
русские (великороссы) — 5,7 %
киргиз-кайсаки (казахи) — 4,0 %
украинцы (малороссы) — 1,8 %
евреи — 1,5 %
татары — 1,1 %
поляки — 0,6 %
немцы — 0,2 %
каракалпаки — 0,2 %
узбеки — 0,08 %.
---
не понятно правда почем разные цифры в одном пункте сарты а другом узбеки (что одно и тоже).
так что тут казахов было меньше чем русских, всего чуть более 100 лет назад.

и только благодаря руссим (точнее СССР) Казахстан получил юг в состав КЗ, а потом началось заселение казахами. до присоединения Казахстана казахов было ~2 миллионов. сейчас 10 миллиона в КЗ и 5-6 миллионов вне него.
  atheist 19.03.2013 в 16:34:38   # 259615
Erjan34 19.03.2013 в 16:31:45 #259612
да? а напомните узбеки от кого произошли тогда? тот же Узбек-хан
  Кирсан 19.03.2013 в 18:25:23   # 259633
Харэ городить чушь всякую.
Важнее всего это то, что мы сейчас имеем и как это сохранить.
  Erjan34 19.03.2013 в 19:13:54   # 259638
Атеист
Узбеки образовались в результате смешения древних оседлых иранских популяций с различными кочевыми монгольскими и тюркскими племенами. А Узбек-хан это кто? Хан Золотой орды, т.е. чингизид, т.е. монгол... дальше объяснять не буду
  atheist 19.03.2013 в 19:29:01   # 259641
Erjan34 19.03.2013 в 19:13:54 #259638
+1
  Esumbos 19.03.2013 в 19:42:48   # 259642
atheist 19.03.2013 в 16:33:14 #259613
и только благодаря руссим (точнее СССР) Казахстан получил юг в состав КЗ

Здесь я с вами немного не согласен, как раз таки Хрущев и планировал передать юг КЗ Узбекистану.
  Шакал 19.03.2013 в 21:06:14   # 259653
Esumbos, Атеист, наверное, имел ввиду не эпоху СССР а Российскую империю. Армия под командованием Черяева помогла отвоевать нынешние территории ЮКО, если не ошибаюсь.
  baby boom 19.03.2013 в 21:28:01   # 259660
да блин скок спорили нет Чимкент самый лучший город, солнечный, теплый, гостеприимный, зима короткая, все дешево...даже пиво... жить легко и просто! и многие певцы, депутаты, мажилисмэны и.т.д все из Чимкента! а те кто против просто бояться и завидуют!
  arhar 19.03.2013 в 21:29:18   # 259661
вообше-то талгар постарше будет. ещё в 3м веке до н.э. на месте современного города было городище, как показали недавние раскопки
  332-712 19.03.2013 в 22:07:27   # 259671
ну ясен пень, что самый древний! сам Ной тут останавливался со своим зверинцем...
  atheist 19.03.2013 в 22:46:58   # 259682
Esumbos 19.03.2013 в 19:42:48 #259642
Шакал 19.03.2013 в 21:06:14 #259653
не только. я про все время "оккупации" (как нацики пытаются это представить) и деление территории (где КАЗ-ССР а где УЗ-ССР) в дальнейшем.
  atheist 19.03.2013 в 22:47:46   # 259683
332-712 19.03.2013 в 22:07:27 #259671
ээ!! Сэрык, смотры. Цырк приехал!!
  atheist 19.03.2013 в 22:49:51   # 259684
arhar 19.03.2013 в 21:29:18 #259661
да сейчас историкам современным не стоит доверять. бабло увидят - так и Ноя припишут, и Адама и Еву в казахи запишу или Астану сделают старше на пару миллионов лет.
  Dior 19.03.2013 в 23:17:19   # 259695
Quote:
Hunter 19.03.2013 в 15:05:55 #259598

Ташкент никогда не был казахским. А вот Чирчик, то да он был казахским, причем в то же время Туркестан был узбекским. Подтверждение тому, мавзолей Ясави, который построили по приказу Тимура, который кстати даже не казах был. У которого кстати его мавзолей на территории Узбекистана стоит, и на этой же территории (по тем временам) построили мавзолей ЯСАВИ. Так, что не надо ляля. Казахи кочевниками всегда были, и лишь единицы вели оседлый образ жизни, и те жили в землянках. Поэтому о каких городах и датах сейчас может идти речь????
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь