У Казахстана нет альтернативы для другой внешней политики
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 08 Февраля 2007 в 15:30:59
Руководителя казахстанского МИД знают практически везде, он известный и уважаемый дипломат. Во время приезда Касымжомарта Токаева в Узбекистан на Седьмую встречу стран-участников Меморандума о взаимопонимании по региональному сотрудничеству в области контроля за наркотиками (МоВ), пользуясь предоставившейся возможностью, корреспондент Казинформа, обсудил с главой МИД некоторые итоги ташкентских встреч, вопросы развития казахстанско-узбекских отношений, а также другие актуальные темы.

– Касымжомарт Кемелевич, дайте, пожалуйста, оценку итогам совещания глав внешнеполитических ведомств стран–участниц Меморандума. Какое значение имеют подписанные в Ташкенте документы?

– Тема наркопроизводства и наркотрафика без преувеличения является «кричащей» проблемой, стоящей в повестке дня для всего мирового сообщества. То, что происходит в Афганистане, конечно, вызывает очень серьезную озабоченность. На днях я принимал участие в Международной конференции в Лондоне, где обсуждался план восстановления Афганистана и был одобрен так называемый «Афганский договор».

Важная составная часть этого договора или стратегии восстановления Афганистана состоит в том, чтобы совместными усилиями обуздать наркотрафик из Афганистана. Как бы то ни было, несмотря на успехи Антитеррористической коалиции, в этой стране продолжает расти производство опия. В прошлом году была достигнута высокая отметка – более 4 тыс. 100 тонн. К сожалению, значительная часть наркотических средств транспортируется через Центральную Азию, в том числе – через Казахстан.

Все это не может оставаться вне фокуса внимания Казахстана. Именно поэтому мы уделяем очень важное внимание работе в рамках данного Меморандума. Хочу подчеркнуть, что эта конференция с участием руководителей внешнеполитических и других силовых ведомств центрально-азиатских государств, а также России и Азербайджана проходит под эгидой Организации Объединенных Наций. Именно эта организация, на наш взгляд, должна проявлять больше внимания и больше активности по налаживанию международного сотрудничества.

В этом плане решение большинства стран-участниц Меморандума поддержать создание Центрально-Азиатского Регионального Информационного Координационного Центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и прекурсоров (ЦАРИКЦ) именно в Алматы является очень важным для Казахстана. Это признание роли Алматы как финансового и в целом международного центра в регионе, а с другой стороны – это признание возможностей и роли Казахстана в усилиях международного сообщества по обузданию наркотрафика.

Сегодня в ходе встречи с заместителем Исполнительного Директора Управления наркотиков и преступности ООН госпожой Сумру Ноян мы обсудили возможность совместной работы по созданию наркодиспансера в Павлодаре с функциями регионального центра. Конечно, потребуются усилия со стороны международных организаций, но также будут необходимы соответствующие средства со стороны Правительства Казахстана, и мы к этому готовы.

– Не отмечаются ли сложности во взаимодействии стран-участников? Представители некоторых стран говорят об отсутствии взаимопонимания, отмечая, что в вопросах противодействия наркобизнесу иногда предпринимаются попытки «свалить» возникающие огрехи на соседей…

– В этом как раз заключается смысл международного сотрудничества и главная цель совещания, которое проходит в Ташкенте – встретиться всем участникам на довольно высоком уровне, чтобы обсудить вопросы взаимодействия и координации действий в этой чрезвычайно важной сфере, имеющей непосредственное отношение к обеспечению безопасности в регионе.

– Есть ли идея пригласить к участию в Меморандуме Афганистан, являющийся, с одной стороны одним из факторов наркоугрозы, а с другой – нашим южным соседом?

– Я считаю, что участие Афганистана абсолютно необходимо и его присоединение к Меморандуму о взаимопонимании по региональному сотрудничеству в области контроля за наркотиками имело бы существенное значение. Об этом, кстати, я говорил в ходе Лондонской конференции и сегодня в Ташкенте. Участие Афганистана в усилиях центрально-азиатских государств по существу является одним из ключевых условий конечного успеха в этом направлении.

– Начало 2006 года отмечено вступлением в ЕвраАзЭС одной из крупных республик Центральной Азии – Узбекистана. В каком направлении видится дальнейшая трансформация организации и интеграционных процессов в нашем регионе и по всему СНГ? Как это скажется на развитии экономики Казахстана?

– Мы приветствуем вступление Узбекистана в ЕврАзЭС, потому что этот шаг повлек за собой повышение эффективности самой организации, которая в своем развитии достигла заметных успехов. Вспомните, что история организации начинается с января 1995 года, когда были созданы основы Таможенного союза. Узбекистан на начальных этапах деятельности Таможенного союза, а затем – Евразийского Экономического Сообщества - не принимал участия. Тем не менее, вступление такой крупной страны с большим экономическим потенциалом, создает очень хорошие условия для достижения успеха в развитии интеграции на столь обширном пространстве Евразийского континента.

До вступления Узбекистана в ЕврАзЭС более 70 процентов тарифов уже были согласованы. Само вступление Ташкента в ЕврАзЭС, формально состоявшееся в ходе недавнего саммита в Санкт-Петербурге, повлечет за собой необходимость принятия Узбекистаном ряда законодательных документов, внесения изменений во внутреннее законодательство, чтобы адаптироваться к условиям организации.

ЕврАзЭС, с нашей точки зрения, является очень перспективной организацией. В будущем возможно его преобразование в Евразийский Союз с последующим созданием органов, которые имели бы больше полномочий с точки зрения введения единых правил в экономической сфере, как это практикуется в Европейском Союзе. Конечно, слепо копировать опыт ЕС не имеет смысла, поскольку там есть как положительные, так и отрицательные аспекты.

Очень важно в то же время не повторить ошибок Европейского Союза, уйти от тех настроений, которые мы сейчас замечаем в Европе. Эти настроения не всегда однозначно в пользу союза. Но другого пути, как интеграция в Евразийском пространстве, как мне видится, у нас не существует. Альтернативы этому процессу нет. Нам надо объединяться, чтобы использовать экономические потенциалы наших государств, и все это пойдет на благо населения, которое требует более активного сотрудничества, более тесной интеграции.

– На постсоветском пространстве отмечается более четкое размежевание республик. Есть созданный по инициативе США ГУАМ, в то же время действует и расширяется ЕврАзЭС. Со стороны Грузии и Украины звучат призывы о необходимости развития более тесных связей с Западом, в том числе – о вступлении в НАТО. Можно ли говорить о формировании двух лагерей: прозападно настроенных республик и ориентированных на Россию государств? Не повлияет ли в случае холодного подхода Запада к России нахождение во втором лагере на развитие связей Казахстана, других стран Центральной Азии с США, странами ЕС?

– В определенном смысле можно уже сейчас говорить о создании двух интеграционных объединений или «ячеек» в рамках СНГ. Это ЕврАзЭС, о чем мы сейчас говорили, это также и ГУАМ.

Что касается Казахстана, то у нас нет аллергии в отношении ГУАМ. Мы считаем, что следует внимательно понаблюдать за деятельностью этого объединения, которое в последнее время значительно усилило свою активность и по многим вопросам выступает с консолидированных позиций.

В скором времени в Тбилиси пройдет совещание на уровне министров энергетики государств-членов ГУАМ и мы намерены пристально понаблюдать, какие решения будут там приняты. Во всяком случае, заниматься конфронтацией между двумя объединениями было бы неразумным. Тем более, что эти два объединения сформировались на пространстве СНГ. Коли мы говорим о Содружестве, то и необходимо вести себя адекватно дружественным принципам. То, что некоторые страны, входящие в СНГ, имеют разные точки зрения на развитие как самого Содружества Независимых государств, так и в отношении политики на различных направлениях: будь то американское, натовское или другое направление, мне кажется, это явление естественного порядка, и его не следует драматизировать.

– В этом ключе возникает вопрос: могут ли возникнуть препятствия в планах Казахстана на будущее председательствование в ОБСЕ? Я имею в виду принадлежность нашей страны к определенным интеграционным объединениям, а также сотрудничество с Россией и Китаем в рамках ШОС.

– Близость к России, или другими словами – отношения стратегического партнерства с Россией, это, в конце концов, не преступление, а объективная необходимость. Эти реалии хорошо понимают те же Соединенные Штаты Америки. Другой политики по отношению к России мы не имеем права проводить, поскольку нас объединяет самая протяженная в мире сухопутная граница. Кроме того, присутствует демографический фактор, а также общий гуманитарный и культурный фон. Поэтому было бы просто неразумно, я бы сказал – противоприродно - вести какую-либо иную, а точнее сказать – конфронтационную политику в отношении России.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев очень хорошо понимает все нюансы геополитики, он твердо ведет корабль в направлении развития сотрудничества с Россией. Нужно помнить, что Россия является авторитетным членом международного сообщества, и в частности - ОБСЕ. Она вносит серьезный вклад в реформирование этой организации. Поэтому хорошие отношения с Россией никоим образом не являются препятствием на пути к председательствованию Казахстана в ОБСЕ.

– Касымжомарт Кемелевич, поскольку совещание проходит на гостеприимной земле Узбекистана, возникает традиционный и очень актуальный для казахстанской внешнеполитической и экономической сферы вопрос – как идет, на Ваш взгляд, развитие отношений с нашим соседом?

– Отношения с Узбекистаном являются приоритетным направлением для Казахстана. На мой взгляд, сотрудничество Казахстана и Узбекистана является очень важным фактором обеспечения региональной стабильности. От того, как будут складываться отношения между нашими странами, во многом зависит общая ситуация в регионе. Мы это очень хорошо понимаем и делаем все возможное для укрепления сотрудничества.

Я хотел бы особо выделить факт завершения делимитации границы и начавшийся процесс демаркации границы между двумя странами. Это показатель высокого доверия и большой ответственности наших государств, действующих в новых геополитических условиях. Повторюсь, что Узбекистан является крупным государством с большим экономическим и людским потенциалом. Поэтому и в настоящем, и в будущем Узбекистан неизменно будет находиться в фокусе внимания казахстанской внешней политики. Мы будем делать все возможное для развития и культурного, и, конечно же, экономического сотрудничества с нашим соседом.

Пользуясь возможностью, я хотел бы отметить большие усилия Посольства Казахстана в Ташкенте по развитию и укреплению столь важного направления казахстанской дипломатии. В настоящее время сотрудники посольства во главе с его руководителем готовят визит нашего Президента Нурсултана Назарбаева в Ташкент.

К сожалению, я пока не могу назвать конкретную дату предстоящего визита, но факт того, что он состоится уже в скором времени, не отрицается никем. Ни нами, ни теми, кто пристально наблюдает за сотрудничеством между Казахстаном и Узбекистаном. Данный вопрос, естественно, обсуждался во время встречи с моим узбекским коллегой Эльером Ганиевым в ходе нынешнего приезда в Ташкент.

– Находясь в Узбекистане нередко приходится в беседах с представителями казахской общины, другими узбекистанцами, слышать их пожелания получать больше информации о жизни в Казахстане, развитии казахской литературы, культуры. О планах взаимно развивать вещание узбекских и казахских СМИ для аудитории обеих стран уже делали заявления главы двух государств. Ведется ли МИД Казахстана работа по этому вопросу?

– Со стороны казахстанского МИД уделяется большое внимание данному вопросу. Я считаю, что взаимное вещание имеет важное значение для взаимного познавания ситуации, будь то в Казахстане или Узбекистане.

Проект договора об организации вещания телевизионных каналов для аудитории соседей существует и находится в проработке в правительстве. Остались незавершенными только некоторые процедурные вопросы, связанные с получением согласия соответствующих ведомств в Казахстане. Возможно, что соглашение по этой теме будет подписано в ходе предстоящего визита в Узбекистан Нурсултана Назарбаева.

Во всяком случае, я как министр иностранных дел считаю, что такое соглашение было бы полезным. Если бы, допустим, казахи, а также представители других национальностей, проживающие в Узбекистане, смотрели бы телепередачи из Астаны и Алматы на казахском, русском языках – это было бы очень полезным для знакомства с реальной ситуацией в нашей стране.

То же самое касается и узбекского телевидения. Нам очень интересно знать, как живет братский узбекский народ, как развивается его экономика и культура. Хочу заметить, что узбекская культура, в частности, концерты ее ведущих деятелей, чрезвычайно популярны в Казахстане.

– Важные события в СНГ, а также политические процессы внутри страны несколько оттеснили тему развития процесса Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициированного Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Каково Ваше дальнейшее видение процесса СВМДА? Нет ли опасения, что Совещание станет чем-то вроде Давосского Клуба, где у стран-участниц не будет определенных обязательств, а решения станут больше декларативными?

– Процесс СВМДА добился серьезного прогресса. Идея, выдвинутая Президентом Казахстана еще в 1992 в Организации Объединенных Наций, стала международной реальностью и фактором современных международных отношений. Я имею в виду несколько встреч министров иностранных дел и, самое главное, саммит в Алматы в июле 2002 года, на котором был принят уникальный документ – Каталог мер доверия СВМДА. Кроме того, была не просто принята, а даже подписана Декларация об устранении терроризма и развитии диалога цивилизаций. Сейчас ведется работа по созданию Секретариата СВМДА в Алматы.

СВМДА является своеобразной визитной карточкой Казахстана за рубежом. Куда бы мы не прибыли – в европейскую страну или к соседям в Азии - нам везде говорят, что знают о нашей инициативе и приветствуют ее. Число государств-членов СВМДА растет. Восемнадцатым участником Совещания стал Таиланд. Желание стать полноправным членом процесса СВМДА изъявила Южная Корея. В СВМДА входят также десять государств–наблюдателей.

В то же время, мы стараемся не завышать планку СВМДА. Совещание отличается от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, хотя некоторые политологи утверждают, что Казахстан имеет амбиции превратить СВМДА в некое подобие азиатского ОБСЕ. У Казахстана нет таких намерений. Мы хорошо понимаем и знаем историю ОБСЕ – на какой политической и географической основе зарождалась эта организация.

Что касается СВМДА, то я повторюсь, что это не организация. Это процесс или форум для проведения политического диалога и консультаций. То, что в уставе ООН называется «эрренджемент» (договоренность - с англ. – прим авт.). Поэтому Казахстан не форсирует процесс. Мы приглашаем лидеров азиатских стран принять участие в продолжении диалога по наиболее острым вопросам современного мира, в том числе тем проблемам, которые касаются Азиатского региона.

Сейчас обговариваются сроки проведения Второго саммита СВМДА. Вы понимаете, что это сложный процесс, который связан с графиком руководителей государств. Но мы не теряем оптимизма и надеемся, что ключевые государства смогут прийти к консенсусу в отношении даты проведения саммита. Я не исключаю, что именно в этом году саммит СВМДА может состояться, и МИД работает в этом направлении.

– Одним из бурных мировых событий стала реакция во многих странах на публикации в европейских СМИ карикатур на пророка Мухаммеда. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этим событиям, поскольку в Казахстане идет подготовка ко Второму съезду мировых и традиционных религий.

– Что касается тех тревожных событий, которые происходят в мире после публикаций карикатур на пророка Мухаммеда, официальный представитель МИД Казахстана уже сделал заявление. Оно заключается в том, чтобы проявлять сдержанность и не накалять общую ситуацию, потому что ни к чему хорошему это не приведет.

Здесь я вижу несколько моментов. Во-первых, это демонстрация реальной глобализации. Карикатура, опубликованная в небольшой газетенке в стране, с населением не более пяти миллионов человек, стала достоянием практически всего мира.

Во-вторых, это свидетельство того, что нужно очень взвешенно подходить к вопросам взаимоотношений между религиями. Одно неосторожное слово, будь то письменное или устное, может привести к очень серьезным последствиям, которые как раз и произошли.

В третьих, международное сообщество, в частности, Организация Объединенных Наций, должны более четко артикулировать позицию в отношении подобного рода инцидентов. Нельзя говорить о том, что, с одной стороны мы поддерживаем религиозные чувства мусульман, а с другой стороны – высказываемся за свободу слова. С таким же успехом руководители международных организаций могли бы выступить с заявлением, что «вода мокрая, а огонь горячий» и т.д. Тут следует четко говорить о том, что такого рода выступления СМИ просто недопустимы и могут привести к серьезным инцидентам на международной основе.

В четвертых, конечно же, данная ситуация имеет самое непосредственное отношение к Казахстану как многонациональному и многорелигиозному государству. К счастью, у нас подобного рода безответственные поступки не допускаются и в этом огромная заслуга Президента Нурсултана Назарбаева. И, естественно, в этом контексте значительно актуализируется тема Съезда лидеров мировых религий и конфессий, который состоится в сентябре текущего года. Над его подготовкой работает специально созданный Секретариат, и министерство иностранных дел также принимает посильное участие в подготовке этого важного форума.

- Благодарю за интервью.

КАЗИНФОРМ /Расул Бахамов
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 22.06.2008 в 00:52:00   # 3733
СКОРО КАЗАХСТАН ВЫРВЕТСЯ ВПЕРЕД.КРИЗИС ЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ И УСТАНИМОЕ. А ЭТОТ КАРИМОВ СО ВСЕЙ СВОЕЙ СТРАНОЙ БУДЕТ РАБОТАТЬ НА КАЗАХСТАН.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь