Русские в Казахстане: «спасать оставшееся»?!

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 23 Ноября 2009 в 16:42:31
Не все приглашенные эксперты присутствовали на встрече. Отсутствовал, например, генеральный директор ИАЦ, Алексей Власов. Но те, кто откликнулись на призыв института стран СНГ обсудить положение соотечествеников в РК, проявили редкое единство позиций.

Эксперты сошлись во мнении, что в настоящее время в Казахстане существует ряд острых проблем, с которыми сталкиваются российские соотечественники, проживающие на территории РК.

В первую очередь, как отметил старший научный сотрудник отдела диаспоры Института стран СНГ Виктор Михайлов, это «сужение русскоязычного пространства и возможности полноценной жизни в родной языковой сфере». «Конституционная формула употребления русского языка наравне с государственным забывается», - согласилась с ним Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева. В свою очередь, Докучаева отметила слабость позиции российской дипломатии в этом отношении – по мнению эксперта, российский МИД не использует возможности давления с этой стороны на Казахстан. Участники круглого стола сошлись во мнении, что проблема употребления русского языка в Казахстане политична. «Государственный язык навязывается сверху, как удавка», - заключил заведующий отделом Российского института стратегических исследований Аджар Куртов: «Рубеж «не учить казахский язык себе во вред» наступит нескоро, но все идет именно к этому».

Участники круглого стола так же отметили актуальность проблемы образования русскоязычного населения в РК. «Российским соотечественникам все труднее получить качественное профессиональное образование, уровень которого в Казахстане значительно упал по сравнению с российским,» - высказался Виктор Михайлов. В свою очередь, Директор филиала Московского Института права Анатолий Зубарев отметил значимость и первоочередность решения этой проблемы. По его словам, «право существования российского образовательного стандарта на территории Казахстана – главная составляющая для консолидации и сохранения русской диаспоры».

Эксперты отметили внутреннюю проблему диаспоры – разобщенность, отсутствие консолидации. В этой связи заместитель начальника Департамента по работе с соотечественниками МИД Сергея Буторов сообщил, что решение этой проблемы – приоритетная задача российского внешнеполитического ведомства. Представитель МИДа отметил, что 30 октября состоится заседание коллегии Министерства, посвященное данному вопросу.

Эксперты сошлись во мнении, что проблема отсутствия консолидации среди русского населения в Казахстане является основной. Однако причины отсутствия консолидации российских соотечественников, участники дискуссии видят по-разному. Так, Виктор Михайлов полагает, что сплочению русскоязычного населения препятствует целенаправленная политика казахстанского руководства. В свою очередь, Надежда Калинина, Первый секретарь Первого департамента СНГ МИД, высказала мнение, что «причина скорее в самих соотечественниках: имея разные цели, они попросту не могут договориться между собой, вступая в соперничество, подчас нездоровое, за внимание властей Казахстана, России, в том числе за материальную поддержку».

Участники дискуссии акцентировали внимание на вопросах поддержки русскоязычного населения российским правительством, в частности по правозащитной линии. «Руководство России должно менее стеснительно ставить вопросы существования соотечественников перед своими партнерами на постсоветском пространстве», - высказал мысль начальник Управления по работе с соотечественниками Россотрудничества Александр Николаев. Он отметил, что российская политика в отношении соотечественников «неизобретательна и не действенна».

Эксперты пришли к выводу, что организации русской диаспоры в Казахстане требуют более ощутимой поддержки со стороны российской власти. «Современная диаспоральная политика России достигла определенных результатов в верхнем эшелоне диаспоральной элиты, а до низов добраться не может», - отметил Владимир Егоров, заместитель директора по развитию Института стран СНГ.

«Официальной власти не так просто поднимать правозащитные вопросы российских соотечественников», - в свою очередь отметила Александра Докучаева. По ее словам, у российской дипломатии несколько иные задачи. Посему, по мнению эксперта, в настоящий момент наиболее актуален вопрос о создании Фонда поддержки соотечественников – непрямой государственной структуры, «которая могла бы в полной мере решать реальные проблемы соотечественников и поддерживать их материально».

«Российские соотечественники ждут от России, в первую очередь, изменения отношения к ним за рубежом со стороны российского руководства», - отметил Виктор Михайлов. Однако здесь, по общему мнению экспертов, существует проблема информированности российского населения о соотечественниках, живущих в Казахстане. «По каким причинам это происходит – остается только догадываться», - заключил Анатолий Зубарев.

В конечном итоге, прогноз участников круглого стола касательного будущего русской диаспоры в Казахстане оказался довольно пессимистичным. И хоть ассимиляция рассматривается экспертами как долгосрочная перспектива, этот процесс неизбежен. Однако, несмотря на то, что кардинально ситуацию изменить нельзя, как выразился Аджар Куртов, «надо спасать оставшееся». А для этого необходим более реальный взгляд на проблемы российских соотечественников в Казахстане.

Ирина Теллина
источник - ia-centr.ru
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 24.11.2009 в 15:05:03   # 27794
я же говорю все в инете есть примерно для оформления 5K$ и на первое время 10K. Ну это того стоит если даже первое время тяжело будет
  Гость 24.11.2009 в 15:16:06   # 27796
15000 зелени .а где взять не подскажите ?
  kkafp 24.11.2009 в 15:18:27   # 27797
В Чу
  Барыга 24.11.2009 в 15:22:14   # 27800
Ну если продать тогда можно
  kkafp 24.11.2009 в 15:25:57   # 27802
Так чел зелень просил, может и продавать не надо, а в таком виде нужна она ему?
  Гость 24.11.2009 в 15:30:32   # 27805
Нет зелень не нужна, нужно 15000 баксов чтобы свалить в Австралию
  kkafp 24.11.2009 в 15:35:50   # 27806
Тогда заработать
  Гость 24.11.2009 в 15:43:22   # 27808
так мало иметь деньги надо еще соответсвовать определееным критериям и сдавать экзамены
  Гость 24.11.2009 в 17:44:01   # 27830
Самое главное английский язык.
Кажись там ограничение по возрасту есть
  Гость 24.11.2009 в 18:51:02   # 27838
И кто же кочевник после этого?)) А смысл своей жизни Вы хоть как-нибудь связываете с такими понятиями как Родина?)) Или Вы надеетесь, что Ваши дети будут говорить в Австралии на русском?))))
  Гость 24.11.2009 в 19:49:20   # 27844
  Мал 24.11.2009 в 19:53:09   # 27845
Мы же австралийцев русскому и грамоте не учили ,государство из степей не поднимали !!
  Гость 25.11.2009 в 03:39:04   # 27908
В Австралии есть русские школы и государство выделяет деньги на развитие всех язуковё Мои дети знают оба языка. Конечно можно было и в КЗ знать каз яз только смысл какой? Лучше уехать из КЗ и не работать в сервисе обслуживая титульную нацию , пусть лучше они обслудивают китайцев и турков т.к. все продали им/ Сейчас реально уехать в Канаду особенно компьютерщикам
  Гость 19.02.2010 в 19:57:00   # 35314
Я считаю что русским и другим национальностям грех жаловатся на условия жизньи в Казахстане,они здесь живут и процветают.Казахстанские русские водяру пьют умеренно и они очень предприимчевые по сравнению с их российскими аналогами.Ведь царская власть сослала в казахстан почти всю интилегенцию,и если они переедут на историческую родину то они деградируют.А те высказывания что отпускают в адрес русских и других местные мамбеты,так что же с них взять,они же просто мамбеты некультурные,малограмотные люди,это лишь единчные случаи
  Гость 16.06.2010 в 17:22:56   # 47649
Казахстан ДОБРОВОЛЬНО присоединился к Царской России более 300 лет назад - с тех пор русские строили города, в котором живет ваш папа НАН, благодаря русскому языку местное население полусило доступ к научным мыслям, благодаря, опять-таки, русским местное население имеет возможнсть учиться и получать высшее образование.
Так что, ребята, если вы не поняли кто ваш добрый сосед, то спросите об этом китайцев - они вам напоют
  Эль Койот 16.06.2010 в 17:39:22   # 47657
[kz] Гость 16.06.2010 в 17:22:56 #47649 Кз добровольно отсоединился от России около 20 лет назад и теперь ему по... пока не кончится нефть и газ, в городах старые фасады закрывают турецким алюкобондом, в надежде на то что когда всё это рухнет, чиновники это допустившие будут уже на пенсии, а ведь они правы, они уже помрут, строили то русские... да и ядерного зонтика на всех хватает, да и фиг с ними, главное что бы ни как в Киргизии. Думаю так не будет, казахи генетически более умные и развитые
  Гость Осипов 24.08.2010 в 11:14:33   # 57274
<censored>
******
Думай что говоришь
  Гость Осипов 24.08.2010 в 11:25:11   # 57275
Немедленно создавайте институт по защите прав русских в Казахстане!
  МИД РФ 24.08.2010 в 13:22:40   # 57294
Quote:
Немедленно создавайте институт по защите прав русских в Казахстане!

А что тебя притесняют ? В чем это выражается ? опиши по подробнее ? в чем нарушаются твои права?
  Гость 21.10.2010 в 13:01:32   # 69887
Валить к черту!!! Вот мое предложение. В ту же балтику кстати, там Европа рядом. И язык милее!
  Гость 21.10.2010 в 13:07:25   # 69889
ага,в этой балтике тебя на хую вертеть хотели!
  Гость 21.10.2010 в 13:12:45   # 69891
да языком точно будешь миловаться, замилуешься на нет.
  Гость 21.12.2010 в 11:33:20   # 92409
Да.Опишите подробнее в чем Вас притесняют? Опишите,опишите и после своего описания еще и получите ушат помоев на голову.
  Гость 07.09.2011 в 21:06:38   # 143423
мои хорошие вот сижу и думаю вчера высокий начальник метростроя сказал почему некоторые прорабы русские да есче каз яз не знают .через пол-года не выучат-уволить.сегодня видущие деятели и политики казахстана пишут письмо по поводу-а давайте вообще русский язык уберем.а веть ето уже верхи-оплот нации.и что нам русскоязычным теперь думать.пусть лутше скажут с трибуны - валите отсюда .правда придется раскошелится и имидж страны пострадает зато главной проблемой станет меньше
  Гость 07.09.2011 в 22:38:27   # 143444
И еще есть один магазинчик в котором парень казах когда один за прилавком обслуживает на русском, а когда с ним рядом продавец женщина тогда он всегда отвечает по-казахски, наверно она его притесняет...
  АСЯ 14.11.2011 в 14:41:38   # 156234
Да, ноют те русские,которые узко мыслят.Они уверенны в том, что их притесняют, не дают занять нормальную должность, страшно завидуют успешным казахам.Но это те русские,которые не получили должного воспитания с детства или всегда был чем то обижены. А воспитанный,интеллигентный русский человек уже давно владеет 3 или более языками (в том числе и ГОС ЯЗ), а если сам не владеет,то своего ребенка он уж точно пристроил в каз.школу,старается, живет и все у него хорошо.И никуда он не собирается. А те кто в Автралии и т.д и т.п.флаг ему!Австралийский!
  АСЯ 14.11.2011 в 14:44:48   # 156236
А этот вспомнил, что было 300лет тому назад, за 300 лет вы уже все свои мозги пропили!
  Гость 22.11.2011 в 13:29:19   # 157774
Все совсем не так и нечего дурью маяться. Русскому языку несладко, а казахскому и того пуще, его как страшилку используют, типа, не знаешь и сиди, не лезь никуда и своих же гнобят больше. Надо понимать друг друга и верить - настанут лучшие времена. Так что "не рой яму другому - сам в нее попадешь"! Страна большая - Планета Земля, поэтому давайте уважать себя, Казахстан, народ - 130 национальностей и все мировое сообщество. Я лично за то, чтобы языки всех национальностей моего Казахстана имели статус государственного!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь