Амалбек ТШАН: «Казахи всех посадили на свою шею»

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 14 Ноября 2007 в 12:42:04
Ситуация в Толебийском районе Южно-Казахстанской области продолжает оставаться напряженной и при этом покрытой завесой тайны. Официальным СМИ рекомендовано говорить о проблеме столкновений между казахами и курдами как можно меньше и как можно мягче, неофициальные распространяют абсолютно дикие слухи, которые способны подорвать не только стабильность в республике, но и психическое здоровье читателей. Корреспондент «Позиции.КЗ» решил обратиться за разъяснениями к человеку, которому как никому другому известна подоплека межнациональных отношений на юге Казахстана, и который, к тому же, буквально на днях вернулся с места событий. Бывший аким Жамбылской области, член Общенациональной социал-демократической партии Амалбек Тшан делится с нашими читателями своими размышлениями по поводу курдских погромов, проблемах межнационального равенства в Казахстане и проблемах казахской молодежи.

- Амалбек Козыбакович, в последнее время в Казахстане происходят конфликты, которым некоторые вешают ярлык «межнациональные». Как вы считаете, есть ли какая-то закономерность в случаях столкновений представителей коренной нации с представителями уйгурской, чеченской и курдской диаспор, с наемными турецкими рабочими на Тенгизе? Можно ли в этих случаях, положа руку на сердце, говорить о конфликте с национальным оттенком?

- Естественно, это конфликты с национальным оттенком. Это правда и от нее никуда не скрыться. Если говорить, в частности, о курдах, то их в Южно-Казахстанской области достаточное количество – то есть, не много и не мало. Я вчера утром вернулся из Шымкента и вполне владею информацией. Я спрашивал у людей, что же и по какой причине произошло в Маятасе. Должен сказать, что конфликт этот зародился далеко не вчера и случай, повлекший погромы, не единственный в своем роде. В прошлом году там произошло изнасилование девочки. Тогда это каким-то образом скрыли, не предавая огласке. Курды говорят: «Что бы мы ни сделали, стоит поднести казахам баранью голову, и они все готовы простить и забыть». Вот какова оценка нашей нации. Мне кажется, что, живя на казахской земле, представители многих других национальностей превышают всякие нормы поведения.
Вообще, начиная с Советских времен, самым ущемленным народом были казахи. Вокруг городов, в трущобах и «нахаловках» жили только казахи. В центре города квартиры получали хоть кто, только не казахи. Будучи акимом, в Шымкенте я в первую очередь помогал неимущим. Поэтому до сих пор моя фамилия там что-то значит. Я обеспечивал социально незащищенные слои населения возможностью получать образование, медицинскую помощь, проводил водопроводы, давал им автобусы. Казахи в своей же собственной стране никому не нужны.
Разве в «Шаныраке» и «Бакае» пострадал кто-то кроме казахов? Вся наша государственная политика построена вокруг формулы «казахи – молчаливый скот и они все вытерпят».

- Может быть это потому, что казахов больше? Ведь в деревнях и аулах страдают не только представители титульной нации.

- Я могу насчет этого спорить хоть с кем и сколько угодно. У казахов, даже если брать в пропорции, самый низкий уровень жизни. Посмотрите любое село, где живут исключительно казахи, а для сравнения взгляните на село со смешанным населением. Недовольство казахов нарастает. Вы думаете напряженная ситуация только в селе Маятас? Это происходит и в Тюлькубасском, и в Сайрамском районах. Нужно разобраться в корне проблемы, а не посылать туда полицейских. Потому что таким образом проблему уж точно не решить.

- То есть, вы хотите сказать, что в названных районах курды творят произвол, не опасаясь наказания властей?

- Национальный вопрос – очень тяжелый и говорить о нем тяжело. Но, тем не менее, курдский народ, который насчитывает более 30 миллионов человек до сих пор не смог создать свое государство. Это ведь о чем-то говорит. Я не верю, что турки такие жадные до курдской крови. Турция – страна, которая развивается демократическим путем. Почему они воюют с курдами? Да потому что Анкара тоже подвергается давлению со стороны курдской диаспоры, выходящей за пределы дозволенных рамок.
А я узнал, что в Толебийском районе почти никто из курдов не работает, причем все живут очень богато! Легко можно догадаться, чем они там занимаются.
На почве конфликта в Маятасе недавно произошел случай, когда казахи отняли у курдов 400 баранов, сожгли подворье и разделили скот между собой.
Мы сегодня многого не замечаем, но лично я сделал для себя некоторое наблюдение.
Если, к примеру, уйгур в Казахстане занимает какую-то должность, вся уйгурская диаспора от радости хлопает в ладоши. Если в парламенте сидит курд, все курды радуются: «Теперь нас есть кому спасать и защищать». И в настоящее время курды по телевидению защищают именно интересы своей диаспоры.

- Но веди и сами местные власти, может быть, не по своей инициативе, но все-таки защищают курдскую диаспору?..

- Совершенно верно! Это и есть отголоски политики, которая подразумевает, что с казахами можно поступать, как заблагорассудится – все равно никуда не денутся. Возьмите конфликт в Маловодном. Суд завершился и в итоге все равно сажают казахов.
По моим данным, по делу о погромах в Маятасе задержаны 34 казаха. Как вы думаете, они могли не прийти спросить с преступника и его родни? Ведь изнасиловали четырехлетнего мальчика! Если бы так поступили с моими детьми, я бы пристрелил сразу же, кто бы там ни был. Я говорю об этом открыто – застрелил бы подонка, и никакой бы закон меня не остановил. Что бы там потом со мной ни сделали. Это показатель отношения к коренным жителям. И все мы это видим, просто некоторые прячут глаза. А, ничего, казахи стерпят. Ходят же без образования, бедные, выдержат и это. Самое грустное, что это и есть позиция государства.

- Как вы считаете, почему массовые столкновения такого рода в Казахстане случаются между казахами и другими мусульманскими диаспорами? Нет ли в этом закономерности? Почему нет столкновений, скажем, с корейцами, русскими или немцами?

- Действительно, почему у нас нет стычек, скажем, с русскими? Да потому что русские считают Казахстан своей родиной. Настоящей родиной, потому что живут не один век с казахами и воспринимают все, что есть у казахов. А на счет мусульман… В Коране написано, что все мусульмане братья. И казахи это прекрасно понимают. Но всему есть предел, который все чаще кто-то переступает. Особенно в последнее время. Интересный факт – мы собираем в Астане представителей всех мировых религий и вещаем, что у нас с межнациональным и межрелигиозным диалогом все прекрасно. А так ли прекрасно, на самом деле? Выходит, что прекрасно всем, кроме казахов. Лично я готов создать любую комиссию и доказать, что хуже всех в нашей стране живут именно казахи.

- То есть, по вашему мнению, правительство Казахстана не обеспечивает межнациональное согласие в Казахстане?

- Получается так. Я обеими руками за то, чтобы все были равны. Но я готов бороться за то, чтобы казахи не были ниже других национальностей в собственном государстве. Казахи, как коренная нация должны нести основную ответственность за процессы, происходящие в стране, но не нужно вешать на них всех собак! Мы сами злоупотребляем собственным гостеприимством. Сначала сажаем другие нации выше себя, а потом и себе на шею. Посмотрите, кто у нас богат? Те казахи, которые ходят около власти. Остальные – это представители других национальностей, которые, видимо, имеют подход к правящей элите. А в элите считают, что можно иметь дело хоть с кем, кроме своих же казахов. От этого и нарастает напряжение. И попомните мои слова – конфликт в Толебийском районе не будет последним. По всей ЮКО казахи возмущены поведением курдов, и в области назревает нечто большее, чем локальный конфликт.

- То есть недовольство зрело давно, а конфликт в Маятасе стал лишь искрой?

- Абсолютно верно. Понимаете, лучше побить человека, чем его унизить. А когда унижают нацию – ситуацию невозможно контролировать. Людей, которые пошли мстить за мальчика, унизили. Разве не унизительно, когда тебе фактически говорят: «Вот баранья голова, а за это мы будем насиловать ваших детей».

- В Казахстане межнациональным отношениям уделяется большое внимание…

- Может и уделяется, но равные для всех возможности не обеспечиваются. Народ до сих пор недоумевает по поводу назначения (не избрания!) депутатами представителей других наций. Почему не меня или не вас? У нас в Конституции написано, что все равны. Зависеть все должно не от нации, не от денег, а от личности.
У нас в парламент часто проходят богатые. Кстати, богатых корейцев у нас больше, чем казахов, богатых евреев еще больше. А что не так разве? Давайте по пальцам посчитаем, это совсем не трудно. Об этом все знают. А самое главное, народ об этом уже думает. И когда-нибудь обязательно выступит по этому поводу. Я помню, как в 60-х годах студенты-казахи в Шымкенте устроили массовое избиение узбеков. Тогда последними тоже были перешагнуты определенные рамки.

- Кстати, о проблемах с молодежью. Каков на ваш взгляд выход из ситуации с маргинальной казахской молодежью, которая стала жертвой тотальной урбанизации, осталась «на обочине истории» и, в итоге, сегодня составляет так называемую «критическую массу»?

- Совсем недавно, когда ОСДП приняла участие в выборах, мы серьезно затрагивали эту проблему. Мы говорили о том, что государством должна быть разработана специальная программа по благоустройству аульной молодежи, волею судьбы оказавшейся на улицах города. Государство должно использовать их профессиональные навыки, если же их нет – нужно обеспечить молодежь какой-либо профессией. В советское время образование было бесплатным. Естественно в масштабах СССР наши богатства были мизерными. Теперь же, на 15 миллионов населения богатства – выше крыши. Почему мы не можем обеспечить бесплатное образование всем казахстанцам? Ведь всего лишь 14 процентов детей у нас учится на грантах. Дать своим гражданам высшее образование – это долг любого государства. И уже после этого нужно отпускать их в свободное плавание. Это ведь наши люди и наши дети, это казахстанцы, в конце концов. А для всего этого нужно вернуть профтехучилища, чтобы все получили если не высшее, то хотя бы средне специальное образование. Из-за этого тоже были конфликты – когда были столкновения казахов с турками на Тенгизе, местное население вновь оказалось ущемленным во всех правах. Почему компания, которая увозит из Казахстана миллиарды долларов, не может профинансировать одно учебное заведение? Им ведь нужны специалисты – так пусть выучат своих, из числа местных жителей!
Вот мы постоянно твердим, что у нас население обеспечено рабочими местами. И где эти места? Госпожа Карагусова говорит, что у нас всего лишь 4 процента безработных. Если в высокоразвитой Германии 10 процентов безработных, то каким образом у нас такие цифры? Где логика? Я приезжаю в свой родной аул – вдоль дороги как ласточки сидят молодые люди – нет работы. Что им делать? Само собой, любой конфликт будет притягивать к себе молодых людей, или наоборот – как хотите. Но если бы они все были заняты – не было бы и социальных разногласий. Президент и сам говорит о том, что люди в Казахстане в основном будут концентрировать в городах. Но ведь для этого нужна программа.

- То есть вы говорите о том, что сельская молодежь в Казахстане агрессивна?

- Естественно. Когда человек никому не нужен, он подвержен влиянию негативных факторов. Их могут путем подкупа отправить на любое преступление. Если человеку выбирать между законностью и сытостью своей семьи, думаю, в большинстве случаев люди предпочтут последнее. Несколько лет назад я был в Шанхае, городе с 20-ти миллионным населением. Днем улицы пустые – потому что все работают. А после окончания рабочего дня – яблоку упасть негде. А мы не можем обеспечить работой 15 миллионов своих граждан. У нас существует одни дешевые лозунги. Но народ-то не обманешь!
Знаете, казахи – это народ, который будет все терпеть – и безработицу, и недостаток образования и медицинского обеспечения, и наглость других народов. Но если его терпение лопнет, это будет страшно, и ураган народного гнева уже не остановишь.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 26.10.2009 в 13:28:34   # 25253
мне жалко казахов с другом ладит не могут других наций боятся зато своих казахов не жалеют многие считают казахов енивыми но казахи много помогли другим выжить в тяжелые времена так давайте лучше поможем себе и своим если есть у казаха возьмешь в тяжелое время а если нет у кого возьмешь даже не боюсь если взял взятку то реально помоги а нет еще еще многие берут взятки но в основном попадаются казахи что у других иммунитет на взятки затем казахи верят словам стоит кому нибудь сказать тот сказал про тебя то-то казахи бегут выяснять отношения а это принцип разделяй и властвуй есть культурные центры многих народов а есть культурный центр казахов центр аульной молодежи все пущено на самотек к тому что нация может говорить на двух языках мы относимся как негативу а считаю нужно извлечь поьзу и если великий поэт считает правильным насмешничать над казахом который говорит на русском языке то он сам недалеко ушел от тех кто хочет уничтожить наш народ
  Гость 06.11.2009 в 17:08:07   # 26210
Чистая подстава, всю жизнь был Тшанов, а теперь он Тшан у самого несколько жен и сотни любовниц по всему казахстану в том числе и русских и кореянок и прочих представительниц нац.меньшинств, в Шымкенте он на местный телеканал заходил пинком открывая дверь, он лично пресовал действующего тогда Акима, именем его родственников запугивают местных ментов, а сейчас он пишет что Казахстан распродали а все казахи выходит по его мнению терпилы- полный бред, давайте из него еще сделаем национального героя. Я согласен с тем что бы у руля были казахи, но Казахи с большой буквы, гордость нации. Казахстан всегда отличался своим многонационализмом и толеранстью ко всем народам, по сути Казахи - это и есть объединение нескольких родов отличающиеся друг от друга как внешне так и по характеру. Казахстан занимает 7-е место в мире по териториальным границам и неужели нельзя спокойно ужиться на громадной территории 16 млн человек, давайте еще прогоним русских в Россию, узбеков в Узбекистан, Уйгуров и Китайцев в Китай и что здесь останеться? Вспомните массовую миграцию 90-х годов, квартиры в области стояли 200-500 баксов, началась страшная нехватка квалифицированых кадров, больше половины градообразующих предприятий встали и до сих пор некоторые так и не очухались, стоят занимая гектары площади в лучшем случае сдается в суб.аренду складские помещения, все разворованно и распроданно, Шымкентский невтеперерабатывающий завод продали канадцам за смешные копейки, те в свою очередь продали китайцам за сумму эквивалентную золотому запасу страны, а кто его слил с государства? Уйгуры? Русские? Корейцы? Нет братья казахи. Так что я за мир во всем мире особенно в любимом казахстане.
  казак 07.11.2009 в 12:45:12   # 26253
Казактын досы, агасы тек казак бола алады. Быздын ел жуас, соны пайдалангысы келеды коп адамдар.
  казак 07.11.2009 в 12:52:05   # 26254
Казактан баска жаксы ел корген жокпын, откены канша баска елдын салт дастурин коргенмен, оларда бари ашык емес жалган, показушный, биз сиакты кен емес.
  казак 07.11.2009 в 12:58:02   # 26255
Осы жерде баска улттар канша бокауз создер жазды, ал казактан быреуде жазган жок
  Гость 18.11.2009 в 22:33:06   # 27201
Я не считаю что русские или корейцы нам мешают, это народность которая относиться к нам и мы к ним благосклонно, но я соглашусь с Тшаном некоторые народности несколько офигели и зазнались, и когда происходят такие стычки в которых виноваты эти самые народности то и казахи и правительство должно принимать решительные меры, и поставить их на место, я не говорю там убивать всех да , нет принимать какие то, цивилизованные и в то же время строгие меры, по всей строгости закона, и конечно проследить что бы они получили свое наказание, а не откупились позолотив кому то ручку.
  прикольно 22.11.2009 в 05:22:36   # 27498
Если какая-то сцука продала родину, вопрос у кого она ее купила?
KOKauHу РЕСПЕКТ!
  Гость 03.12.2009 в 10:44:33   # 28681
Да все окей! Нам нужны эти национальности если всех прогоним то мы друг друга порежем как это было давно в казахском ханстве где нас разделили на 3 жуза, ненадо повторять ошибок, нам нужно держать 65% казахов и 20% русских и 15% остальных, наши враги пиво и сигареты
  YUshenko 22.12.2009 в 19:05:13   # 30279
поднимите архивы тюремные народ, ваш Тшан, сидел за изнасилование в Ленгере, под фамилией Козыбаков, посмотрите у него диплом о высшем образовании есть, то..., кому вы нах... верите, эт же унылое гавно. везде в мире уже плюрализм процветает, геев уже беймарал росписывают и женят, а у нас гемор, до сих пор играем в войнушки.одумайтесь пиплы, нам нужно консолидироваццо как единой нации казахстанцы, и нехрен делиццо на титульных или нет, у москалей, т.е. орысов уже через 15 лет мусульман в стране будет больше чем православных, так они проигрыват сами себе, занимаясб параноей в международной политике, нам этот путь не нужен.
алга казахстан, барымыз бырге
  Гость 29.01.2010 в 18:54:05   # 33410
Самое интересное,что в России происходит тоже самое.Я живу в области с компактным проживанием русских,казахов,татар и калмыков.Без эксцессов.Но приезжают "гости с гор"и начинают буреть. Власть всегда на их стороне,так и у нас дойдет до погромов.
  Гость 15.05.2010 в 22:05:18   # 44068
незнаю откуда у госпадина Тшана токое высокое мнение о себе, но я житель Шымкента, невидел я чтобы бедные получали что то, и вообще хоре припысывать заслуги народа, "когда я был акимом", как будто он со своего кормана выделял бедным, а хотя при его "патриотизме" и финансовом благополучию ничего не мешало! Это деньги народа, и ненужно на этом балы зарабатывать!
  Евгения 31.05.2010 в 14:23:35   # 45718
"Посмотрите любое село, где живут исключительно казахи, а для сравнения взгляните на село со смешанным населением" - А кто же вам виноват?!...Я русская, но у меня очень много друзей казахов..и никогда ничего не делили...Идиоты есть в любой нации...Когда слышу подобные речи сразу вспоминаю дивизию Панфилова..душу преполняет чуство гордости,что именно дивизия сформированная в Казахстане остановила фащистов...Была единая нация..был единый народ..И дело вовсе не в страхе и Сталине....К сожалениЮ. иы сами воспитали нащих детей и внуков таким образом,что все стали волками и разделились...
  Гость 09.09.2010 в 13:50:36   # 59871
+ -Это казахи, терпят до поры до времени, потом всех неказахов в Казахстане будут разносить по моргам и больничкам, уйгуры, чечены и др опомнитесь будете потом помощи просить у мира
  Qazaq 09.09.2010 в 13:52:50   # 59873
Что бы не делали это страна называется КАЗАК-стан гимн на казахском и флаг и герб казахские, мы Казахи титульная нация и государствообразующая а вы все пришлые гости которых мы кормим как пришлых собак.
  125 04.10.2010 в 15:17:55   # 65961
гость и Qazaq у вас наверное комплекс какой то.
  Приморский Кореец 06.11.2010 в 22:55:24   # 74334
Блин, ну прям казахстанская кондопога, даже свой провокатор типа Поткина-белова есть, не удивлюсь если он сам не чистокровный казах, а полукрова какойнить, такие часто мутят воду. Интересно еще, это казахи кормят других, как бездомных собак? а насколько мне известно- зачастую экономика Казахстана стоит на русских в промышленности и корейцах в предпринимательстве. Казахам, понимаешь ли нет приференций, а нам, корейцам, их кто давал? сами, только сами прорвались.
Некоторые нас ненавидят здесь только за то, что слишком трудолюбивые и как следствие богатые.
Может хватит, великую историю себе придумывать на пустом месте, а давайте работать, тогда и зависти не будет. Ведь знаю не мало дельных казахов.
  Гость 06.11.2010 в 23:23:30   # 74336
Гость 59873. Огромное спасибо за оскорбление и унижение.Теперь понятно почему у нас у Русских отняли работу.Только после твоих слов .Как прикажешь смотреть в глаза нам своим снохам.Которые у нас Казашки???????????????????.Аллах тебе судья.
  Гость 06.11.2010 в 23:28:07   # 74338
Приморский Кореец правильно Вы пишите что есть дельные казахи.А этот 59873 видно исключение .Раз он позволил себе такие слова.Вот такие как он и разжигают рознь между нациями.И кого это он интересно кормит??????.И чем??????.Стыдно за него.
  Qazaq 13.11.2010 в 20:38:43   # 77934
Казахстан не многонациональное государство а государство Казахов
  Qazaq 13.11.2010 в 20:39:45   # 77935
Кореец 14.11.2007 - 11:09:53
Впервые вижу, чтобы мой соотечественник брал интервью у закоренелого казахского националиста. И как последний дал свое согласие на разговор с диаспорником? Честно, интересно

Кореецтер тылдерынды арттарына тыгындар
  Гость 15.11.2010 в 18:40:19   # 78750
Шынысын айту керек, озимиз кобинен жалкаумыз. Баленин кобиси озимизден. БИРАК, балык басынан шириди. NAN бул дуниеден кетпей жатып, алга шыкпаймыз. Сол иттин кесиринен окуымыз, медицинамыз акылы. Комм.услуга табыстын 40 пайызын курайды. Сонын кесиринен дари, бензин, транспорт, уялы байлынс удай кымбат. Онын куйеу балдары билгенин истеп жатыр. Машкевич, Ибрагимов, Шадиев, Масимов, Тен казактын байлыгын болип алды. Озимизге де сол керек, озимиз мал сиякты мыз. NAN-га кудайдай сенемиз.
  Найман 19.11.2010 в 16:08:46   # 80741
Прав Кокаин, ох,как прав!Я казах и полностью с ним согласен!Таких кокаинов бы во власть, но власть портит - сам таким же станет,и я бы и все , кто здесь выступает, и бедный Тшан,который выполняет заказ- все мы люди, дай нам только дорваться и хоть трава не расти...
  Гостьхозяин 09.12.2010 в 14:57:14   # 88537
скоро уйдет из жизни президент тогда вам хона корейцы, еврий, курды некому будет вас защищать развалится ваша ассамблея народов и разбежитесь как крысы с т
  Гость 24.08.2011 в 15:00:04   # 141017
Атырау казахи давай собиремся и разберемся со всеми поставим всех на место если они торгуют наркотой они нелюди они травят наших детей оставлю работу приеду скажите куда Амалбек красавчик Мы все хозяева своей сраны а кто в Ак орде они давно на чимоданах что случиться они все на чартарах улетят
  Гость 24.08.2011 в 15:08:09   # 141019
в 99-м делали квартиру сыну тшанова. да нехилая была конура. даже по нынешним меркам, круто обставился...
  Спартак 24.08.2011 в 15:28:50   # 141026
YUshenko 22.12.2009 в 19:05:13 #30279
поднимите архивы тюремные народ, ваш Тшан, сидел за изнасилование в Ленгере, под фамилией Козыбаков, посмотрите у него диплом о высшем образовании есть, то..., кому вы нах... верите.

Политикан одним словом!!!!
  Гость 29.08.2011 в 12:30:49   # 141759
Нахухь всех калбитов. Есть норм казахи, а есть калбы тупые ограниченные ублюдки. УМРИТЕ СССУКИ!!!
  Гость 29.08.2011 в 22:42:53   # 141806
Гость 29.08.2011 в 12:30:49 #141759

ТЫ ПОЗОР СВОЕГО НАРОДА, КАКОМУ БЫ НАРОДУ НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛ.
  Гость 29.08.2011 в 23:01:04   # 141809
[quote=Гость 29.08.2011 в 12:30:49 #141759 ]Нахухь всех калбитов. Есть норм казахи, а есть калбы тупые ограниченные ублюдки. УМРИТЕ СССУКИ!!!
[/quote]
Пошел ты на х... кяфир, есть много много аккулаков они все тупые дегенераты, всегда сношаются со свиньями (свечку держал, отвечаю), даже дочку с женой могут перепутать, огненную воду, пиво, и все остальное глушат как глотка выдержит. Сучонок встречу тебя на улице завалю.
  Гость 29.08.2011 в 23:02:18   # 141810
Всем остальным: мы казахи добродушный, гостеприимный, толерантный народ, мы не плохие - просто нас надо понять.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь