Минобороны готовится к возврату бюджетных средств
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 23 Мая 2008 в 11:39:48
Антикризисное сокращение бюджета на 2008 год коснулось сразу двух крупных ведомств – Министерства сельского хозяйства и Министерства обороны. Глава последнего, к слову, еще недавно заявлял, что казахстанскую армию ждет активная модернизация военной техники и вооружений. В этих целях Даниал Ахметов заключил контракты на приобретение и ремонт стратегически важных для национальной безопасности единиц техники. Казалось, лед тронулся – вместо джипов для генералитета отечественная армия наконец-то начнет приобретать необходимое государству вооружение. Но, судя по сообщению министра экономики и бюджетного планирования, программы МО в этом году оказались неприоритетными.

Итак, межведомственные согласования по антикризисному секвестру бюджета вышли на финишную прямую.
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам уточнения республиканского бюджета на 2008 год» уже вплотную рассматривается парламентариями, а ряд государственных органов готовится к возврату части выделенных им средств.
Как сообщил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, в числе потенциальных пострадавших от секвесторного ножа значатся Министерство сельского хозяйства, несколько областных администраций, но основные средства будут изъяты из казны Министерства обороны. А точнее, из программы по приобретению и модернизации военной техники.
Официальной реакции со стороны ведомства Даниала Ахметова на эту новость пока не последовало. Не были озвучены и конкретные цифры предстоящих сокращений. Впрочем, это неудивительно – данные о ежегодных за-тратах на приобретение вооружения теоретически относятся к области государственных секретов. Да и обеспечение безопасности государства – дело, согласитесь, далеко не последнее. Поэтому будет нелишним попытаться разобраться, насколько «неприоритетными» для страны оказались программы МО и какие последствия могут ожидать республику в результате их полного или частичного сокращения.
В прошлом году главой государства был подписан указ о введении в действие государственной программы по развитию вооружения и военной техники РК. Военные возликовали. Государственная программа открывала перед ними доселе невиданные возможности в вопросах приобретения новых образцов оружия, о чем было незамедлительно доложено на Совете безопасности страны. Ну а то, что вышеуказанная госпрограмма прекрасно сочеталась с новой стратегией национальной безопасности страны, также предусматривавшей расширение импорта современных видов оружия в Казахстан, казалось, делало ее практически неприкосновенной для вмешательства извне.
Вообще, стоит отметить, что в отличие от многих других государственных органов Министерство обороны традиционно отличалось редкой дисциплинированностью в освоении бюджетных средств, а именно 99,9 процента от общей суммы дотаций. То есть, говоря проще, – сколько ни дай, столько и освоят. Потом, правда, периодически возникали скандалы и слышались обвинения в нарушении финансовой дисциплины, но это уже, как говорится, дело десятое. Например, заявляет комитет по финконтролю и госзакупкам Минфина РК о том, что часть техники, приобретенной оборонщиками, попросту некондиционна, а закупленные для нужд всей армии джипы впоследствии потихоньку списывались и шли на нужды исключительно некоторых представителей генералитета. А Министерство обороны в ответ – кратко и лаконично: «Не было такого, и все!» Ну, не было, так не было, пожимают плечами контролеры – и все затихает до следующего скандального разоблачения с аналогичным итогом.
Впрочем, разговор сейчас пока не об этом, а о проблемах обеспечения обороноспособности страны в целом. Помимо всего прочего, в настоящее время в эту самую обороноспособность входят порядка 900 танков, чуть больше 500 БМП, около сотни бэтээров, столько же истребителей и бомбардировщиков, полторы сотни вертолетов и около ста пусковых установок зенитных ракет. В общем, не бог весть что, особенно если учесть степень износа техники. Да и вообще, баланс между экспортом и импортом вооружения в предыдущие годы был явно не в пользу последнего. Продавать военные любили явно больше, нежели покупать. Например, продав около сорока истребителей МИГ, взамен покупали с десяток БТР и пару вертолетов. Ну и столь полюбившиеся большезвездным начальникам «Рэйндж Роверы» и «Хаммеры», которые боевой потенциал республики укрепляли с большой натяжкой. И вот вроде бы все начало меняться. После принятия госпрограммы министр обороны Даниал Ахметов удовлетворенно сообщил, что отныне на реальное обновление вооружения будет уходить не менее 30 процентов бюджета его ведомства.
– Предстоящая модернизация вооружений и военной техники казахстанской армии будет сосредоточена на высокоточном, избирательном оружии, внедрении новейших технологий, которые уже приходят в казахстанскую армию, – сообщил не так давно министр, выступая на коллегии своего министерства.
Также было объявлено и о поэтапном укомплектовании ВМС РК военными кораблями, строительстве береговой инфраструктуры в целях обеспечения безопасности в зоне казахстанского сектора Каспийского моря, обеспечения охраны стратегических объектов. Ну и заодно об увеличении заказов предприятиям казахстанского ВПК, таким, как АО «Зенит», ПО «Металлист», и еще паре-тройке «режимных» заводов.
– Армия, как я полагаю, создана и содержится ради того, чтобы быть готовой к любым угрозам и вызовам, – подытожил свой тогдашний доклад Даниал Ахметов и добавил: – Мы провели анализ бюджета этого года и дополнительно изыскали для увеличения качества боевой подготовки 3 млрд 95 млн тенге. В целом на боевую подготовку в этом году было запланировано израсходовать 3 млрд 900 млн тенге, то есть мы дополнительно изыскали почти столько же, чтобы качество боевой подготовки стало иным, что очень важно в реалиях сегодняшнего дня…
Примерно тогда же стало известно и о некоторых новых контрактах, заключенных МО РК с зарубежными партнерами, в частности о приобретении в Российской Федерации вертолета МИ-17В5, отправке на ремонт в Ростов четырех вертолетов МИ-24 и начале переговоров с американцами о приобретении истребителей-перехватчиков последнего поколения…
И тут грянул секвестр. Какова будет судьба подписанных соглашений теперь неизвестно, как, впрочем, неизвестны и штрафные санкции при возможном расторжении контрактов. Это тайна коммерческая. А как и чем будем воевать – тайна военная. Ясно одно: за снижение обороноспособности страны, а то и срыв госпрограммы развития вооружений по головке руководство МО никто не погладит, а значит, придется выкручиваться самостоятельно. Тем более опыт уже имеется. Например, замораживание программ обеспечения жильем военнослужащих, сокращение научных исследований, ну и, как это ни парадоксально звучит, «реализация излишков вооружения устаревшего образца». А значит, вполне возможно, что впереди нас ждут очередные громкие скандалы из этой серии. А к уже привычным кризисам, согласно цепной реакции, прибавится еще и кризис ВПК, что вряд ли прибавит авторитета нашей державе в глазах мирового сообщества.

Евгений КОСЕНКО, Алматы
литер
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь