Мамбеты. Кого мы так называем?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Сентября 2008 в 09:50:05

– Слушай, объясни мне, пожалуйста, что такое “мамбетизм”? Я думала, что все “измы” знаю, а, оказывается, – нет. Слышала, как мужик в супермаркете возмущался: “Мамбетизм неискореним!” А таксист орал на “подрезающего” его водителя: “Мамбет!” Я так поняла, что это то же самое, что колхозник, или, как говорят у нас в Техасе, – redneck (красношеий). Но на Зеленом базаре один колхозник, торгующий овощами, обзывал мамбетом своего же коллегу-овощника. Значит, получается, что мамбет от мамбета отличается не по классовым признакам, а по каким-то другим? У нас рэднек – это тот, кто живет на ферме (колхозник, по-вашему). А у вас один колхозник обзывает другого мамбетом. Значит, он уверен, что сам не мамбет. Странно…

Я стала копаться в Интернете. Оказалось, что это очень больная тема, компромиссов тут нет, доходит до нецензурщины! Приводится несколько версий происхождения этого слова. От древнетюркского, означающего “коренное население”, до видоизмененного имени пророка.

В силу нашего восточного менталитета – не замечать за собой плохого, мы о мамбетизме вслух не говорим. И в газетах не пишем. Хотя для горожан, и в первую очередь, алматинцев, а если быть совсем точным, для алматинских казахов, мамбетская тема – предмет для кухонных излияний желчи.

С легкой руки американской соплеменницы, я попыталась раскрыть тему. Объективности ради призвала в соавторы разных людей. На разговор они соглашались с готовностью, но своих фамилий просили не называть.

Нурлан К., финансист:

– Тема мамбетизма очень актуальна в наше время. Однако довольно щепетильная и болезненная для любого казаха. Я бы не стал говорить, что мамбеты – это только выходцы из аулов. Знаю много мамбетов из городской среды. Понимаешь, мамбет – это диагноз. Мамбетизм – это когда для человека внешние проявления важнее сути. Бедные мамбеты носят одежду псевдоадидас, а богатые мамбеты выстраивают себе особняки, которые просто вызывают оторопь. Один такой перед воротами поставил каменных львов, перед крыльцом – бронзовых барсов, а на козырьке второго этажа – мраморных орлов. На пятиметровом заборе у него – кованый герб с инициалами хозяина, и счастлив. Потрясенные взгляды гостей он искренне принимает за восхищение, а иронические замечания расценивает как проявление зависти.

Этот бывший чиновник, а ныне бизнесмен, устроил в своем доме настоящую картинную галерею. Если так можно назвать большое помещение, увешанное картинами весьма специфическими. Конечно, о вкусах не спорят, но обнаженные фигуристые красотки, возлежащие на ярко-оранжевых леопардах трехметрового размера… О! Это впечатляет! А убивает наповал такой шедевр: он – в образе Наполеона, в парадном мундире и на коне, она – в тронном платье императрицы Екатерины II.

– То, о чем ты рассказываешь, в России, например, считается темой “новых русских”. Может, и твой пример – это из жизни “новых казахов”? Разбогатевшие малокультурные люди так распоряжаются своими материальными возможностями…

– Да, скорее всего. Наверное, это не очень удачный пример мамбетизма. Хотя быть “новым казахом” в анекдотическом понимании этого выражения – это тоже мамбетизм.

Мамбетизм простых людей – это агрессивное неприятие всего чужого и слепое почитание своего. Традиции и ритуалы порой навязываются именно с агрессией. Пару раз попадал в такие ситуации, когда подавался бесбармак, а к нему не подавались вилки. “Мы, казахи, бесбармак едим руками!” – со скрытым садизмом сообщалось растерянным городским казахам.

Или еще случай. Помню, проводилась конференция. В зале – представители разных национальностей. В президиуме – только казахи. Председатель президиума спокойно начинает читать свой доклад по-казахски. Доклад длинный. В какой-то момент из зала выкрикивают: “Мы не понимаем!” Председатель спокойно отвечает: “Вы живете в Казахстане – должны понимать”. И продолжает читать доклад. Эту реплику многие в зале посчитали обидной, стали вставать со своих мест и покидать зал. Видя такое дело, председатель перестроился и продолжил доклад на вполне сносном русском.

Вот такое агрессивное навязывание своих правил я и считаю мамбетизмом. Конечно, я за то, чтобы каждый казахстанец знал казахский язык, но при помощи хамства не заставишь его выучить.

Мамбетизм – это лицемерие, подмена настоящих народных традиций каким-то суррогатом. Вот, например, девушка-продавщица на базаре суетится вокруг пожилой апашки в лучших правилах восточного почитания старших и в то же время бессовестно ее обдуривает.

Мамбетство – когда издалека приезжают к вам в гости и поселяются на неопределенное время, не считаясь ни с вашими планами, ни с вашими возможностями. Зачастую такие “родственники” по большому счету и вовсе не родственники. Про таких еще говорят: “Простота хуже воровства”. Так вот, со всей широкой степной простотой такие люди считают, что от тебя не убудет, если они поживут пару-тройку месяцев, а может быть, и пару-тройку лет. В ауле-то жизни никакой нет…

Конечно, кто-то скажет, что вещизм, лицемерие, хамство свойственно и нам, алматинцам. И, наверное, я с ним соглашусь. В каждом из нас живет свой “мамбет”. Но я стараюсь выдавить из себя мамбета. По капле.

Анвар С., бизнесмен:

– Знаешь, почему в казахском обществе возникла такая проблема, как мамбетизм? Потому что казахи – уникальная нация. Фактически за одно поколение мы сменили три формации: феодально-родовой строй, коммунизм, капитализм. Люди старшего поколения еще помнят, как кочевали со своими родителями, а их дети – уже владельцы заводов, газет, пароходов… Или же, наоборот, наемные работники, гнущие спину на эксплуататоров. В результате такого скачка многие понятия трансформировались, спрессовались и приняли причудливые, а порой и уродливые формы.

Сознание еще не избавилось от патриархального образа мыслей, а ситуация требует современного мышления. Кто-то перестроился, кто-то не успел. И раздвоилась казахская нация. Прибавь к этому нашу национальную беду, трагедию – незнание городскими казахами родного языка. Вот эта трещина между двумя социумами одной нации и превратилась в пропасть. Прогрессивные казахи называют патриархальных мамбетами, а патриархальные прогрессивных – манкуртами. Мамбет, мамба, мамбик – значит отсталый. Манкурт – значит не желающий знать своих корней. Это из Чингиза Айтматова. У него в романе зомбировали людей, превращали в рабов и называли манкуртами.

– А себя ты относишь к мамбетам или к манкуртам?

– Я – манкурт, к сожалению.

– Сожалеешь, что не мамбет?

– Что ты?! (смеется и стучит по дереву).

– Ну а можно не быть мамбетом и не превращаться в манкурта?

– Конечно. Есть такие, кто прекрасно знает родной казахский язык и так же хорошо русский и английский. В меру придерживается лучших традиций и своего народа, и общемировых…

– Но, вероятно, таких людей не много, судя по тому, что ты считаешь проблему, о которой мы говорим, довольно острой?

– Увы… Об этом много уже говорилось и писалось. Когда я учился в школе, в почти миллионной тогда столице Алма-Ате была всего лишь пара казахских школ. Среда у алма-атинских детей-казахов была русскоязычная. И даже наши казахскоязычные родители старались говорить по-русски, чтобы совершенствовать главный в то время язык, без знания которого невозможно было выбиться в люди.

Ерлан, студент:

– Я мамбетов вижу за километр. В те места, куда ходят мамбеты, я не хожу.

– А что, существуют такие места?

– Конечно. Город ведь поделен, алматинская молодежь прекрасно знает, какие кафе и дискотеки мамбетские, какие – нет. Ты когда-нибудь проходила вечером мимо общежития женского института, где учатся аульные девчонки? Нет? Тогда пройди для интереса, посмотри. Только аульные парни ждут своих девчонок. Городских среди них близко нет. Девушки выходят, и мамбетские парочки отправляются гулять. У них – своя среда. У нас – своя. Мы никогда их не впустим в свою компанию, а они – нас в свою среду, потому что мы не умеем сидеть на корточках и плеваться сквозь зубы.

– Получается, что у девушки из аула нет шансов выйти замуж за городского парня?

– Почти нет. Если разве только за старика. Или за мужика в возрасте, который позарится на молодую. А за парня-ровесника вряд ли. Представляешь, как на него будут смотреть его знакомые, друзья! Он женился на мамбе! У него что, крыша отъехала? А как можно жить, стесняясь перед всеми своей жены? Я и под дулом пистолета не женюсь на мамбетке!

– А разве не может быть девушка из аула симпатичной и неглупой?

– Не знаю, я к ним не присматривался. Если вижу, что мамбетка, сразу теряю интерес.

Канат Д., строитель:

– Два года назад я приехал в город из аула, но мамбетом себя не считаю. Хотя я живу в вагончике, шабашу на разных стройках, но стараюсь быть человеком. Содержу родителей, младших сестренок, учусь у кровельщика, чтобы хоть какую-то профессию получить. Вот я работал недавно на одного хозяина. У него крутой коттедж. Сам он себя считает культурным, а когда наступил расчет за работу, заплатил всего половину суммы. Нагло заявил: “Больше нету!” И выгнал нас. Он не мамбет, да? Он воспитанный городской интеллигент. Мы полгода на него пахали. За эти полгода у него самого, у жены и у сына были дни рождения. И на все праздники звал по сто человек гостей и устраивал мощные салюты. Это что, не мамбетизм – самому себе салют делать? В нашей бригаде никто материться не умеет, как его жена. Это тоже не мамбетизм, да? Тогда что такое мамбетизм – бедность, аульное происхождение и плохое образование. А жадность, грубость и подлость не считаются грехами, если человек городской и богатый?

Аскар М., преподаватель вуза:

– Я считаю, что проявление мамбетства – издавать книжки о своем роде, преувеличивать в них значение в истории собственных предков, приукрашивать события, наделять своих родственников несуществующими героическими качествами, талантами, расписывать подвиги, которых не было.

Мамбетизмом считаю чванство, бахвальство, нескромность. Один чиновник дарит дочке куклу в платье, расшитом бриллиантами, – вот это мамбетизм. Другой собирает важных гостей на свадьбе сына и поет им подхалимские дифирамбы, приписывая качества, которых и в помине нет. Каждому гостю дает такую оценку, будто тот является ключевой фигурой в истории государства. Гипертрофия собственной значимости и значимости своего окружения и преуменьшение значения других, не близких тебе людей – еще одна черта мамбета.

Сауле К., домохозяйка:

- Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки…

***

Давно укатила в свои Штаты любопытная американка с казахскими корнями, обозначившая тему, которую, наверное, невозможно раскрыть, разъяснить до конца и поставить точку. Потому, что у каждого свое понятие.И свое приятие или неприятие ее как таковой. Не выносить сор из своей избы – хорошее правило. Но куда его тогда девать в своей избе? Прятать и хранить, что ли?

Алия МАМБЕТОВА
"МК в Казахстане
28.1.2004
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 02.07.2009 в 01:45:54   # 17570
Мамбеты, тоже самое чито и калбиты.! Ни совести ни уважения НИ ЧЕГО!
  Just Me 03.07.2009 в 22:46:53   # 17647
Mmmda yj, chitau ya raznye mneniya o ponyatii "mambet" i chto-to nikak ne mogy sdelat' vyvod opredelennyi, vy znaete ludi, vse my odinakovye, predki y nas odni, prosto vse zavisit ot vospitaniya, mojno rodit'sya v ayle. no pri etom ne byt' mambetom i naoborot! prosto nado ybrat' v storonky "ponty dinozavra", kak moi paren' lubit vyrajat'sya ) prosto ne sydite drygix, i ne sydimy bydete, mojet byt' dlya kogo-to so storony my tipichnye mambety!
  Гость 04.07.2009 в 01:24:53   # 17648
Амиру...

То о чем ты говоришь а именно всё, в общем недостижимо и никогда не маякнет даже на горизонте никогда. Казах никогда не откажется от денег в пользу ..ну например своей страны-патриотов тут не было и не будет. Много тут на сайте слышно патриотов в кавычках, но они и есть "патриоты". Как родственников своих, зачастую более чем тупых, ставят на такие посты, что и образованный человек и не с одним высшим образованием побоится возглавить. Про образование и медицину даже не заикаюсь. Только некоторым баранам, кстати на Титусе их не мало, кажется что в Казахстане всё прекрасно и по поднятым выше вопросам особенно. Казахстан изначально стал страной 3 мира, было бы понятие 4 мир, то туда ему и самая дорога. И спасибо за это не Борату. Не знаю кто как, а я не вижу у Казахстана никакого будущего, и не будет в будущем такой страны как моя родина-Казахстан. А будет Кытай или пендосы. Казахи сначала сожрут европейцев, потом неказахов в общем а потом и сами себя, поочередно обвиняя во всём тех кого жрут на данный момент.Да что воду переливать из пустого в порожнее, кто не дурак, тот и сам всё это видит, а дуракам ничего и не объяснишь!
  Гость 16.07.2009 в 11:43:58   # 18236
мамбеты - это просто быдло где бы они не были
  Влад 01.08.2009 в 20:09:44   # 19249
Народ я русский, казахов уважаю ( у меня лючший друг казах ),но не мамбетов!!!!
Во время правления СССР их небыло т.к. это было запрещено ( продвижение какой то либо веры [ был только ЛЕНИН и СТАЛИН]). Мой друг Нурлан говорит: я непонимаю тех казахов ( МАМБЕТОВ ) которые еще больше хотят выдвинуть свою религию, куда еще больше, у Казахстана и так мног всяких достоинств ( это и мое мнение ). Ток что мамбетам надо лучше ИСТОРИЮ КАЗАХСТАНА!!!
  koba 03.08.2009 в 10:28:26   # 19281
Мамбет - это бескультурье. Мамбет, тот кто не уступает место в общественном транспорте старикам и беременным женщинам, те для которых главное урвать где-нибудь что-нибудь. Мамбет-это диагноз. Мамбетизм присутствует в любом классе общества, просто среди аульных их легко распознать. Но наши мамбеты - это наши люди, наш народ. Мамбетами не рождаются, ими становятся...
  Гость 03.08.2009 в 11:16:38   # 19283
Воспитание
  mamba no1 15.08.2009 в 17:22:01   # 19964
У каждово народа естъ свои "мамбеты".надо просто терпимее относится к друг к другу!p.s раввин
  Гость 12.10.2009 в 11:09:35   # 24360
Я ненавижу мамбетов всех в строй и в расход!
  Антимамбет 12.10.2009 в 12:09:36   # 24364
Только в ЮКО можно на каждом углу услышать уууу шешен не шешен ой ляяяя шешен. Вот это мамбеты !!!!!! АЛМАТЫ РЕСПЕКТ. Шымекетн аул городского типа
  Афтар 12.10.2009 в 15:06:24   # 24367
Согласен с Кобой в том что, мамбет это бескультурный человек. Да не спорю что сейчас Шымкент стал более мамбетским чем был когда то. Но я родился и вырос здесь и поверьте я столько видел диких и разнузданных городских... что некоторые мамбеты это просто школьники. Я хочу сказать, что среди тех и других есть свое дерьмо свое быдло, которое не хочет мириться с нравственными устоями. Вот тут я читал что за пределами страны мы для всех одинаковые. Мы единный народ, проблема города и деревни было и будет всегда, но поверьте мне в аулах не продают героин, и проституцией не занимаются. Мне могут сказать что барыги и проститутки это только деревенские........ Э .. нет ... ребята ... в конце 80-х этим занимались городские. А сейчас эти городские уже давно или разжились капиталом или давно ушли в небытие.
Чем плохи те люди которые говорят на родном языке?
Чем плохи те люди которые стремятся соблюдать традиции народа?
Поверьте бешпармак надо есть руками, а не вилкой, это своя культура в еде.
И ковыряние вилкой не является эталоном воспитанности, такие люди и птицу вилкой едят.
Чем лучше алматинцы от приезжих? Тем что кровь жителей города обновляется. Коренные алматинцы конченные наркоманы и алкаши и кричать могут они только со своей башни, т.е. только с Алматы. Пусть попробуют такое сказать в Шымкенте или в Актобе, а еще лучше где нибудь в Воронеже, посмотрим что будет с ними там.
Да не спорю что в большинстве своем аульские ребята отличаются малокультурием. Но извините меня, они виноваты тем что родились в ауле? Они виноваты тем что учителей в селе катастрофически не хватает? Что выпускники вузов идут куда угодно , но не в село? Они виноваты тем что владеют только родным языком? Так извини те меня, они выучивают тот же русский и даже английский намного скорее чем тот же горожанин. И отличает сельчан от горожан тем что те трудолюбивее.
А потом я хотел спросить, ведь у многих горожан родители ведь тоже выходцы из села, так они что тоже мамбеты?
Вся наша проблема лежит в том что нам надо вместе строить свое государство, строить жестко тяжело через немогу, когда носом кровь!
Ведь ребята правы страна летит в пропасть.... и надо всеми силами стараться зацепиться хоть за какой нибудь шанс.
Иногда становится очень страшно когда представляешь свое будущее.
  kz 04.11.2009 в 01:33:50   # 25978
<censored>
  Гость 04.11.2009 в 10:02:15   # 25999
kz
04.11.2009 01:33:50

прошу обратить внимания, перед нами истинный экземпляр мамбо. или по научному - "мамбо обыкновенный"
прошу к клетке не подходить, он может вас укусить за пальцы или плюнуть.....
и не кормить!!! они борзеют от доброты и становятся еще агресивнее и наглее
  MrX 04.11.2009 в 10:51:27   # 26001
"Мамбо обыкновенный". Подвид "обиженный"
  Pachinok 04.11.2009 в 12:42:32   # 26009
Гость
04.11.2009 10:02:15
MrX
04.11.2009 10:51:27
  КНБшник 04.11.2009 в 13:56:49   # 26012
Quote:
<censored>


Я тебя гнида kz в камере ебать буду дубинкой.
ст.164 УК РК. Возбуждение социальной, национальной, родовой, рассовой или религиозной вражды. от 2 до 5 лет.
Осталось пробить твой IP адрес.Суши сухари ,за базар надо отвечать!!!!!!!
  Зам. 04.11.2009 в 14:11:00   # 26014
IP: 62.84.53.112
  КНБшник 04.11.2009 в 15:17:51   # 26019
IP: 62.84.53.112 .С Алматы гаденыш
  MrX 04.11.2009 в 15:53:25   # 26026
А провайдер кто ?
  LiO 04.11.2009 в 19:29:21   # 26038
http://whatismyipaddress.com/staticpages/index.php/ip-details?ip=62.84.53.112
  Гость 05.11.2009 в 08:54:17   # 26065
А у алмаТВ Статика или Динамика?
  LiO 05.11.2009 в 09:26:23   # 26066
Гость
05.11.2009 08:54:17

зависит от сети его внутренней. но если даже динамика (что скорее всего, накой им статика та...) то все равно логи пишутся что бы видеть трафик клиента. да и согластно закона они обязаны вести учет соединений и хранить логи для силовых структур
  Гость 05.11.2009 в 13:49:31   # 26095
Ну и как его привлечь? Наверное это админ должен этим заняться
  Michael 19.11.2009 в 02:04:08   # 27216
Quote:
КНБшник
04.11.2009 13:56:49 <censored>

Я тебя гнида kz в камере ебать буду дубинкой.
ст.164 УК РК. Возбуждение социальной, национальной, родовой, рассовой или религиозной вражды. от 2 до 5 лет.
Осталось пробить твой IP адрес.Суши сухари ,за базар надо отвечать!!!!!!!


О какой культуре в обществе мы можем говорить....... Сотрудник КНБ......
Мое личное мнение по поводу т.н. мамбетов: это не признак какой-либо национальности, или места рождения (аул или город) это вопрос в первую очередь воспитания.
Я живу в Алмате, и неоднократно встречался с этими самыми мамбетами лицом к лицу, и поверьте мне наслово, национальность у них может быть любая!
  Гость 30.11.2009 в 15:15:18   # 28448
На каждого мамбу есть добрый десантник. Дасантуре привет!!!!
  Гость 08.12.2009 в 14:12:44   # 29180
Надо это слово заменить на другое без национальных намёков. А то можно обидеть нормальных людей. Богаты языки русский и казахский...
  Гость 12.12.2009 в 13:42:00   # 29535
Извинясь что вмешиваюсь... Но вы не учли и другую сторону слова Мамбет! Мамбет это род из племени Найман...Средний жуз... И очень жаль что мы об этом забыли....
Мамбеты и др. племена во время присоединения Казахстана к России перекочевали на територию Китая....
  С техаса буду 12.12.2009 в 15:30:42   # 29546
Да ладно, прикольные они парни, эти мамбеты! Где еще увидишь такой коллорит как ни у нас в Шымкенте, стоят мамбичи, одеты в спортивки Adidas, за губой насвай, на тротуаре куча собственных харчков, и только слышно: шешен,шеше,ой бля шешен! Коллорит!
  Гость 04.01.2010 в 22:41:39   # 31273
МАМБЕТЫ ДОСТАЛИ, ВСЯ АЛМА-АТА В ЭТИХ УРОДАХ, ПОНАЕХАЛИ УРОДЫ БЕЗМОЗГЛЫЕ
  Москва 05.01.2010 в 04:50:56   # 31290
А тут такие мамбеты кадры зашуганые глаза вниз убирают сразу.их то здесь мало,стадное чувство подводит
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь