Мамбеты. Кого мы так называем?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Сентября 2008 в 09:50:05

– Слушай, объясни мне, пожалуйста, что такое “мамбетизм”? Я думала, что все “измы” знаю, а, оказывается, – нет. Слышала, как мужик в супермаркете возмущался: “Мамбетизм неискореним!” А таксист орал на “подрезающего” его водителя: “Мамбет!” Я так поняла, что это то же самое, что колхозник, или, как говорят у нас в Техасе, – redneck (красношеий). Но на Зеленом базаре один колхозник, торгующий овощами, обзывал мамбетом своего же коллегу-овощника. Значит, получается, что мамбет от мамбета отличается не по классовым признакам, а по каким-то другим? У нас рэднек – это тот, кто живет на ферме (колхозник, по-вашему). А у вас один колхозник обзывает другого мамбетом. Значит, он уверен, что сам не мамбет. Странно…

Я стала копаться в Интернете. Оказалось, что это очень больная тема, компромиссов тут нет, доходит до нецензурщины! Приводится несколько версий происхождения этого слова. От древнетюркского, означающего “коренное население”, до видоизмененного имени пророка.

В силу нашего восточного менталитета – не замечать за собой плохого, мы о мамбетизме вслух не говорим. И в газетах не пишем. Хотя для горожан, и в первую очередь, алматинцев, а если быть совсем точным, для алматинских казахов, мамбетская тема – предмет для кухонных излияний желчи.

С легкой руки американской соплеменницы, я попыталась раскрыть тему. Объективности ради призвала в соавторы разных людей. На разговор они соглашались с готовностью, но своих фамилий просили не называть.

Нурлан К., финансист:

– Тема мамбетизма очень актуальна в наше время. Однако довольно щепетильная и болезненная для любого казаха. Я бы не стал говорить, что мамбеты – это только выходцы из аулов. Знаю много мамбетов из городской среды. Понимаешь, мамбет – это диагноз. Мамбетизм – это когда для человека внешние проявления важнее сути. Бедные мамбеты носят одежду псевдоадидас, а богатые мамбеты выстраивают себе особняки, которые просто вызывают оторопь. Один такой перед воротами поставил каменных львов, перед крыльцом – бронзовых барсов, а на козырьке второго этажа – мраморных орлов. На пятиметровом заборе у него – кованый герб с инициалами хозяина, и счастлив. Потрясенные взгляды гостей он искренне принимает за восхищение, а иронические замечания расценивает как проявление зависти.

Этот бывший чиновник, а ныне бизнесмен, устроил в своем доме настоящую картинную галерею. Если так можно назвать большое помещение, увешанное картинами весьма специфическими. Конечно, о вкусах не спорят, но обнаженные фигуристые красотки, возлежащие на ярко-оранжевых леопардах трехметрового размера… О! Это впечатляет! А убивает наповал такой шедевр: он – в образе Наполеона, в парадном мундире и на коне, она – в тронном платье императрицы Екатерины II.

– То, о чем ты рассказываешь, в России, например, считается темой “новых русских”. Может, и твой пример – это из жизни “новых казахов”? Разбогатевшие малокультурные люди так распоряжаются своими материальными возможностями…

– Да, скорее всего. Наверное, это не очень удачный пример мамбетизма. Хотя быть “новым казахом” в анекдотическом понимании этого выражения – это тоже мамбетизм.

Мамбетизм простых людей – это агрессивное неприятие всего чужого и слепое почитание своего. Традиции и ритуалы порой навязываются именно с агрессией. Пару раз попадал в такие ситуации, когда подавался бесбармак, а к нему не подавались вилки. “Мы, казахи, бесбармак едим руками!” – со скрытым садизмом сообщалось растерянным городским казахам.

Или еще случай. Помню, проводилась конференция. В зале – представители разных национальностей. В президиуме – только казахи. Председатель президиума спокойно начинает читать свой доклад по-казахски. Доклад длинный. В какой-то момент из зала выкрикивают: “Мы не понимаем!” Председатель спокойно отвечает: “Вы живете в Казахстане – должны понимать”. И продолжает читать доклад. Эту реплику многие в зале посчитали обидной, стали вставать со своих мест и покидать зал. Видя такое дело, председатель перестроился и продолжил доклад на вполне сносном русском.

Вот такое агрессивное навязывание своих правил я и считаю мамбетизмом. Конечно, я за то, чтобы каждый казахстанец знал казахский язык, но при помощи хамства не заставишь его выучить.

Мамбетизм – это лицемерие, подмена настоящих народных традиций каким-то суррогатом. Вот, например, девушка-продавщица на базаре суетится вокруг пожилой апашки в лучших правилах восточного почитания старших и в то же время бессовестно ее обдуривает.

Мамбетство – когда издалека приезжают к вам в гости и поселяются на неопределенное время, не считаясь ни с вашими планами, ни с вашими возможностями. Зачастую такие “родственники” по большому счету и вовсе не родственники. Про таких еще говорят: “Простота хуже воровства”. Так вот, со всей широкой степной простотой такие люди считают, что от тебя не убудет, если они поживут пару-тройку месяцев, а может быть, и пару-тройку лет. В ауле-то жизни никакой нет…

Конечно, кто-то скажет, что вещизм, лицемерие, хамство свойственно и нам, алматинцам. И, наверное, я с ним соглашусь. В каждом из нас живет свой “мамбет”. Но я стараюсь выдавить из себя мамбета. По капле.

Анвар С., бизнесмен:

– Знаешь, почему в казахском обществе возникла такая проблема, как мамбетизм? Потому что казахи – уникальная нация. Фактически за одно поколение мы сменили три формации: феодально-родовой строй, коммунизм, капитализм. Люди старшего поколения еще помнят, как кочевали со своими родителями, а их дети – уже владельцы заводов, газет, пароходов… Или же, наоборот, наемные работники, гнущие спину на эксплуататоров. В результате такого скачка многие понятия трансформировались, спрессовались и приняли причудливые, а порой и уродливые формы.

Сознание еще не избавилось от патриархального образа мыслей, а ситуация требует современного мышления. Кто-то перестроился, кто-то не успел. И раздвоилась казахская нация. Прибавь к этому нашу национальную беду, трагедию – незнание городскими казахами родного языка. Вот эта трещина между двумя социумами одной нации и превратилась в пропасть. Прогрессивные казахи называют патриархальных мамбетами, а патриархальные прогрессивных – манкуртами. Мамбет, мамба, мамбик – значит отсталый. Манкурт – значит не желающий знать своих корней. Это из Чингиза Айтматова. У него в романе зомбировали людей, превращали в рабов и называли манкуртами.

– А себя ты относишь к мамбетам или к манкуртам?

– Я – манкурт, к сожалению.

– Сожалеешь, что не мамбет?

– Что ты?! (смеется и стучит по дереву).

– Ну а можно не быть мамбетом и не превращаться в манкурта?

– Конечно. Есть такие, кто прекрасно знает родной казахский язык и так же хорошо русский и английский. В меру придерживается лучших традиций и своего народа, и общемировых…

– Но, вероятно, таких людей не много, судя по тому, что ты считаешь проблему, о которой мы говорим, довольно острой?

– Увы… Об этом много уже говорилось и писалось. Когда я учился в школе, в почти миллионной тогда столице Алма-Ате была всего лишь пара казахских школ. Среда у алма-атинских детей-казахов была русскоязычная. И даже наши казахскоязычные родители старались говорить по-русски, чтобы совершенствовать главный в то время язык, без знания которого невозможно было выбиться в люди.

Ерлан, студент:

– Я мамбетов вижу за километр. В те места, куда ходят мамбеты, я не хожу.

– А что, существуют такие места?

– Конечно. Город ведь поделен, алматинская молодежь прекрасно знает, какие кафе и дискотеки мамбетские, какие – нет. Ты когда-нибудь проходила вечером мимо общежития женского института, где учатся аульные девчонки? Нет? Тогда пройди для интереса, посмотри. Только аульные парни ждут своих девчонок. Городских среди них близко нет. Девушки выходят, и мамбетские парочки отправляются гулять. У них – своя среда. У нас – своя. Мы никогда их не впустим в свою компанию, а они – нас в свою среду, потому что мы не умеем сидеть на корточках и плеваться сквозь зубы.

– Получается, что у девушки из аула нет шансов выйти замуж за городского парня?

– Почти нет. Если разве только за старика. Или за мужика в возрасте, который позарится на молодую. А за парня-ровесника вряд ли. Представляешь, как на него будут смотреть его знакомые, друзья! Он женился на мамбе! У него что, крыша отъехала? А как можно жить, стесняясь перед всеми своей жены? Я и под дулом пистолета не женюсь на мамбетке!

– А разве не может быть девушка из аула симпатичной и неглупой?

– Не знаю, я к ним не присматривался. Если вижу, что мамбетка, сразу теряю интерес.

Канат Д., строитель:

– Два года назад я приехал в город из аула, но мамбетом себя не считаю. Хотя я живу в вагончике, шабашу на разных стройках, но стараюсь быть человеком. Содержу родителей, младших сестренок, учусь у кровельщика, чтобы хоть какую-то профессию получить. Вот я работал недавно на одного хозяина. У него крутой коттедж. Сам он себя считает культурным, а когда наступил расчет за работу, заплатил всего половину суммы. Нагло заявил: “Больше нету!” И выгнал нас. Он не мамбет, да? Он воспитанный городской интеллигент. Мы полгода на него пахали. За эти полгода у него самого, у жены и у сына были дни рождения. И на все праздники звал по сто человек гостей и устраивал мощные салюты. Это что, не мамбетизм – самому себе салют делать? В нашей бригаде никто материться не умеет, как его жена. Это тоже не мамбетизм, да? Тогда что такое мамбетизм – бедность, аульное происхождение и плохое образование. А жадность, грубость и подлость не считаются грехами, если человек городской и богатый?

Аскар М., преподаватель вуза:

– Я считаю, что проявление мамбетства – издавать книжки о своем роде, преувеличивать в них значение в истории собственных предков, приукрашивать события, наделять своих родственников несуществующими героическими качествами, талантами, расписывать подвиги, которых не было.

Мамбетизмом считаю чванство, бахвальство, нескромность. Один чиновник дарит дочке куклу в платье, расшитом бриллиантами, – вот это мамбетизм. Другой собирает важных гостей на свадьбе сына и поет им подхалимские дифирамбы, приписывая качества, которых и в помине нет. Каждому гостю дает такую оценку, будто тот является ключевой фигурой в истории государства. Гипертрофия собственной значимости и значимости своего окружения и преуменьшение значения других, не близких тебе людей – еще одна черта мамбета.

Сауле К., домохозяйка:

- Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки…

***

Давно укатила в свои Штаты любопытная американка с казахскими корнями, обозначившая тему, которую, наверное, невозможно раскрыть, разъяснить до конца и поставить точку. Потому, что у каждого свое понятие.И свое приятие или неприятие ее как таковой. Не выносить сор из своей избы – хорошее правило. Но куда его тогда девать в своей избе? Прятать и хранить, что ли?

Алия МАМБЕТОВА
"МК в Казахстане
28.1.2004
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Паша Полузверь 01.10.2010 в 07:00:31   # 65220
Да... У нас, у россиян, пожалуй, нет слова, аналогичного слову "мам.бет". Но явление аналогичное есть! Приезжают в город из села, как ты описал, примерно через два года начинают лаяться на вновь прибывших: "деревня", "лимита", "провинция" и т.д. Хотя в душе сами деревней и остались. Зато сыпят выученными словами: "айфон", "мегафон", "тариф безлимитный". Зас. ранцы, одним словом.
  СССР 01.10.2010 в 09:13:41   # 65224
Quote:
Да... У нас, у россиян, пожалуй, нет слова, аналогичного слову "мам.бет"


А как же Быдло?
  Чимкентец 01.10.2010 в 10:49:02   # 65242
МАМБЕТ - это не нацианальность, это стиль одежды бескультурное поведени в общественных местах, в 80 годы их не было.
  Паша Полузверь 01.10.2010 в 12:20:58   # 65269
Быдло - вот это уже близко.
  ЯРРУС 08.10.2010 в 02:00:20   # 67039
<censored>
  Гость 08.10.2010 в 02:05:20   # 67043
ЯРРУС <censored> мамбеты это беспредельщики не по понятиям двигаются, могут телку отпиздить и сотку забрать, или парня когда он с девушкой идет пресануть.по одежде как судить весь город на Бекжане одевается, жирики изуми мега цум мистер итд.плюются постоянно от насвая и для связки слов шшссгн как то так
  Гость 15.10.2010 в 23:34:58   # 68677
Да это еvрiи здесь пuкayт про мамбетов. мамбет может исправится. а жiдарусскоголубизна нет их кумиры голyппки из телика их президенты партии в церкви католичекой итд одни голyпки,своих сестер матерей на панель выстовели и самих себя, для армян и латиносов. а тот ярый руссак(явреуд) женападобный с сайта свободная азия. ево опустили ребята из аула, по этому бесятся что цел потерял.
  Гость 17.10.2010 в 18:38:15   # 68954
  Гость 17.10.2010 в 22:58:56   # 68993
Ты далбай как ты мог проибатся ты себя назвал ЕВРОМАМБЕТОМ, АГА Познер ургант лукашенко по нации Еврои?
  Гость 17.10.2010 в 23:11:40   # 68996
Чё жим жим, Бухните для смелости, тока непереибитесь друг с другом!!!!
  Паша Полузверь 18.10.2010 в 00:10:29   # 69014
Пиздец, ты еще в таком детстве похоже находишься...
Тебе хоть 18 есть? А то папаня узнает про всю твою переписку, выпорет ремнем.
Что тебе еще добавить? Вся твоя психология выдает в тебе невежду, последнюю патологическую стадию олигомамбета, подзаборную шваль.
Ты не способен спорить даже. Все твои фразы - лай, гавканье, перденье ртом, который у тебя перерастает сразу в жопу.
Вся твоя зацикленность на евреях - лишь свидетельство ущербной психики.
Прекращай вонять. Иди работать. Лучше в аул, но не пастухом, а гонимой овцой.
Напоследок. Пойми - мамбет - понятие интернациональное, а уебок - общечеловеческое.
Удачи тебе, уебок! Не грусти. Над тобою просто смеются, лошара!
А Эль Койот тебя сам в рот порвет и отшвырнет как ненужную оболочку.
  Гость 18.10.2010 в 10:01:27   # 69045
Паша Полузверь всмысле тебя свинь отебала расты полу зверь, судя по твоему имени ты ЗООФИЛ а KoYot-каторый врот берёт отсасывает у ЗООФИЛА, это мразь сразуже поменяет свое имя. во во во чего иследовало ожидать здесь завелась группа сексуальных миншинств!!!
  Гость 18.10.2010 в 10:35:00   # 69054
Над вами люди ржут, один Koyot другой Паша полузверь, хули это ихний на мёк на их пренодлежность к ЗООФИЛАМ,
Молчат походу уеденились со своими свинками-собачками!!!
  Калер 21.10.2010 в 22:06:26   # 69996
Говоришь что у россиян нет слова анологичное слову мамбет, ошибаешься, такое слово есть в россии это слво "КАЛХГЕЙ" происходящие от слов, колхоз, колхозник, окончание "ГЕЙ" от расспространёных имён Сергей,Андрей,Алексей итд, другая версия окончания "ГЕЙ" это слово Гей (гомосек). Это слово в россии считается очень унизительным. Это слово употребляют как деревенских так и городских жителей россии!!!
  Гость 21.10.2010 в 22:11:34   # 69999
КАЛХГЕЙ%)
  Паша Полузверь 21.10.2010 в 22:25:54   # 70008
"Калхгей" - слышал изредка. Но оно, скорее, местное и не является широкоупотребимым. Это не аналог "мамбету", про которого знает любой казахстанец и даже порой не казахстанец. После этого сайта я стал часто стал часто употреблять "мамбет", "мамбетизм", потому что не знаю точного аналога в русском языке для данного явления. Сейчас близкое - "быдло", в 1950-е годы модно было говорить "плебей" про неотесанных. Нужно, короче, позаимствовать "мамбет".
  Гость 21.10.2010 в 22:32:45   # 70012
калхгей, первый раз слышу, куча знакомых из разных регионов России, но подобной чуши не слыхал, вообще на слово взрослых не похоже, лажа короче
  Паша Полузверь 21.10.2010 в 22:44:12   # 70018
Нет, изредка говорят "калхгей". Но не во всех регионах.
То что он говорит, якобы и в городе и в деревне говорят - бред. А то что "калхгей" - колхозный гей - вообще чепуха. Тогда "колхгей". В советской время не говорили "гей", многие про это явление и не слыхали в принципе. Тогда, к счастью, люди были свободны от разлагающей говнянно-извращенски-либеральной пропаганды НТВ-ТНТ. Тут правда один придурок подумал, что якобы вся Россия как "Дом-2", но это уж беда его ущербных мозгов.
  ПАТРИОТ 27.10.2010 в 09:54:06   # 71477
Не Тупите Люди! Мамбет-Это имя пророка нашего! Сен біреуге Мамбет деп ешқашан өзіңді одан жақсы АДАМ екеніңді дәлелдей алмайсың. Керісінше бұл сенің Тарихты білмейтін топастығыңды, Ой-өрісіңнің тобырлық Санадан аса алмағанын көрсетеді. Бір Қазақ екінші Қазаққа ешқашан бұлай демеуі керек! Бұл аққұлақтардың ойлап тапқаны керек десеңіз..Санамызды сергітейік бауырлар! Жұртқа текке МАСҚАРА болмаңдар! Жасасын Қазақ!! Иванизму не место в Казахстане! Долой пришельцам-бурдалакам!
Naiman-999@mal.ru
  ПатриотНайман 27.10.2010 в 09:55:31   # 71478
Амир молодец! к Сожалению тупых Иванушек-манкуртов у нас ище много..
  Патриот 27.10.2010 в 09:57:25   # 71479
Одни тупые ублюдки здесь..Бурдалаки, Быдло, Свинееды, Иванушки-манкурты
  Гость 27.10.2010 в 10:23:16   # 71488
ПатриотНайман-к вашему огромному сожалению их хоть и немного но они умнее и сильнее и без них здесь бы давно была Уйгурия или Курдистан, одна радость что несмотря на то что таких натуральных ишаков как ты большинство и вы сами бы с удовольствием вырыли бы себе могилу, что китайцам не напрягаться и не хоронить вас, на верху всё таки выходцы не из вашего брата, а образованные достойные люди, всё прекрасно понимающие, по этому на самых нужных должностях до сих пор Иванушки, бдят за страной, к примеру глава Нацбанка а ты кутакпас тупорылый, кут айрам щещенсегин
  мамбетизм 27.10.2010 в 11:06:14   # 71503
Мамбеты Это не то что аульные это люди которые когда было плохо в казахстане они свалили а теперь то более менее хорошо вот они обратно и начали стягиваться и в грудь себя бить что это мой земля русский езжай в россию.. с этого вопрос какого хрена вы мамбеты валили голопом с казахстана???? Я лично родился в Казахстане и как бы небыло никуда отсюда не уеду это моя родина!!
  Гость 28.10.2010 в 18:04:39   # 71938
Зыдарвстуйте, хороший господины! Я приехал из далека-далека, где ишак - лучшая друг человеки. Я приехал со всей душа в большой-большой хороший город, гиде много человеки и даже чебуреки и много-много стройка. Но мине говорят, что я мамбет, хотя мой дедушка имел батраки и мула. А почему я мамбет, если я тоже большая человека? Это нарушение прав человеки.
  Гость 01.11.2010 в 00:15:15   # 72874
  Гость 01.11.2010 в 00:20:00   # 72879
идиотизм
  Ру 09.11.2010 в 00:47:44   # 75182
Обращаюсь ко всем мамбикам! Я сам шымкентский и терьпеть не могу МАЛов! КАПЕЦ как бесите, напоминаете какое то племя индейцев со своими законами и правилами! Во всём видите своё превосходство!Да кто ты? Не умеешь себя вести так езжай в аул баранов пасти! Ваш стиль: Спортивные штаны ABIBAS и туфли D&J (или Armoni) Это что??? А насвай? Вы хоть состав знаете? Просвещаю: табак, извёстка и ПОМЁТ (Какашки птиц)! По поводу вашего позывного ШЕШЕЙН! Вы чё друг дуга понять не можете без этого слова? ВЫ посмотрите на себя со стороны! Да вы же хуже обезьян! Мои друзья почти все КАЗАХИ, а я русский! Но вы мамбики позорите эту нацию своим поведением, бескультурием, невоспитанностью и тд! Но Мамбеты эт только пол беды! Вот Мамбетки - это не описать словами это надо увидеть...
  Чо ???? 09.11.2010 в 01:00:30   # 75204
Ру 09.11.2010 в 00:47:44 #75182 +1
Ещё на эту тему. зашли в Гамбринус там кавказец в годах поет красиво шансон, эти далбаебы орут казакща сойлесу или как там хуево знает. старших не уважает перебивает пидр мамбет ебаный.Иди на хуй в мал хану там слушай казакша. у меня друг казах отпиздить его хотел.
  Гость 09.11.2010 в 09:49:19   # 75315
мамбеты атакуют шымкент!!!
  Гость 09.11.2010 в 10:50:28   # 75330
Они -
Типа -
Меня от них
Хоть что делай -
В нашей стране эта болезнь искоренится временем... догим
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь